Н. П. Зембатова
РОМАН ГЕЛИОДОРА "ЭФИОПИКА" И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ ЖАНРА
(Античный роман. - М., 1969. - С. 92-106)
1
2
Примечания
1. Ср.: Е. Rohde. Der griechische Roman und seine Vorläufer. Berlin, 1960, S. 498.
2. Ср., напр.: A. H. Eгунов. Греческий роман и Гелиодор (предисловие к кн.: Гелиодор. Эфиопика. М.- Л., 1932), стр. 66: «...приписка эта, учитывая вкус эпохи, может быть истолкована как чистая аллегория, намекающая на роль Гелиоса в этом романе...». В предисловии к новому изданию перевода (Гелиодор. Эфиопика. М., 1965) тот же исследователь высказывается уже несколько более осторожно (стр. 26).
3. Многочисленные примеры из позднеантичного эпиграфического материала для имени Гелиодор и аналогичных ему теофорных имен приворит О. Вейнрейх (О. Weinreich. Heliodor und sein Werk. - В кн.: Heliodor. Aithiopica: Die Abenteuer der schönen Chariklea. Zürich, 1959, S. 346).
5. См. Е. Rоhdе. Указ. соч., стр. 460-462; 471-473; F. Аllhеim. Literatur und Gesellschaft im ausgehenden Altertum. Bd. I. Halle, S. 95; O. Weinreich. Указ. соч.. стр. 350-352; A. H. Eгунов. Указ. соч., стр. 64-65. В защиту истинности Сократова свидетельства о епископстве Гелиодора выступали: Oeftering. Heliodorus und seine Bedeutung für Literatur. - «Literarhistorische Forschungen» XVII. Berlin, 1901. R. Rattenbury. Preface. - В кн.: Heliоdore. Les Ethiopiques (Théagène et Chariclée), v. I. Paris, 1935.
6. Красочное описание этой практики содержит знаменитое письмо императора Адриана (SHA, Vita Saturnini, 8): «Кто в Египте почитает Сараписа, одновременно христианин, и люди, называющие себя христианскими епископами, в то же время воздают поклонение Сараггасу; каждый настоятель синагоги, каждый самарянин, каждый христианский священник занимается там магией, прорицаниями, колдовством. Когда в Египет приезжает патриарх, одни заставляют его служить Сарапису, другие - Христу». Эльвирский собор (около 305 г.) в каноне 55 специально предусматривает случай, когда христианский священник исполняет обязанности языческого жреца. Синесий был в начале V в. избран в епископы прямо из мирян, причем он оговорил для себя не только право на семейную жизнь, но и свободное отношение к церковным догмам при сохранении верности традициям языческой философии (ср. G. Grützmacher. Synesius von Kyrene. Leipzig, 1913; Ch. Lасоmbrade. Synésios de Cyrène, Helléne et Chrètien. Paris, 1951).
7. «Эфиопика», IX. 9 содержит текстуальное заимствование из «Жизнеописания Моисея» Филона (III, 24). Следует отметить, что в эпоху III-IV вв. сочинения Филона пользовались популярностью почти исключительно среди христиан. Ортодоксальные иудеи к этому времени Филона отвергли, язычники, как правило, его не знали.
8. См. Е. Rhоdе. Указ. соч., стр. 496.
9. Доводы Роде обнаруживают характерное для XIX в. с его романтическим интересом к личности Юлиана условное представление о IV в. как об эпохе, когда все «последние язычники» были поглощены отчаянным отстаиванием своей гибнущей веры. Реальность IV в. была прозаичней и в то же время гораздо сложнее этих представлений (см. выше сноску 6).
10. H. Rattenbury. Указ. соч., предисловие.
11. F. Аllhеim. Указ. соч., стр. 94-124.
12. Т. Szереssу. Die Aithiopica des Heliodor und der griechische sophistische Liebesroman. - «Acta Antiqua», 5, 1957, S. 241-259; H. Gasse. Nachwort. - В кн.: Heliodor. Die äthiopischen Abenteuer von Theagenes und Charikleia. Leipzig, 1957.
13. M. H. A. L. H. van der Valk. Remarques sur la date des Ethiopiques d'Heliodore. - «Mnemosyne», 9, 1941, p. 97-100; A. Colonna. L'assedio di Nisibis nel 350 d. с. e la cronologia di Eliodoro Emeseno. - «Atheneum», 1950, № N. S. 28-38, p. 79-87.
14. См.: A. H. Eгунов. Указ. соч., стр. 35.
15. F. Altheim. Указ. соч., стр. 112; О. Weinreich. Указ. соч., стр. 347.
18. Van der Valk. Указ. соч., стр. 100.
19. А. Colonna. Указ. соч., стр. 79 сл.
20. См. О. Weinreich. Указ. соч., стр. 349.
22. Е. Rоhdе. Указ. соч., стр. 501, 514.
23. Там же, стр. 514. См. также: W. von Christ и. О. Stählin. Geschichte der Griechischen Literatur, V. Auflage unter Mitwirkung von W. Schmid, II. Teil. München, 1913, S. 854-855.
24. Особое значение имеет находка А. Вольяно, датируемая II в. См.: «История греческой литературы», под ред. С. И. Соболевского и др., т. Ill, М., Изд-во АН СССР, 1960, стр. 265; «Вопросы античной литературы в зарубежном литературоведении». М., Изд-во АН СССР, 1963, стр. 74.
25. О. Weinreich. Указ. соч., стр. 347.
26. Подобным же образом Филострат отчетливо стилизует под пифагорейский идеал индийских брахманов («Жизнеописание Аполлония», кн. III и др.) и, что особенно примечательно, гимнософистов, которые обитают в Эфиопии (кн. VI, 1-28).
27. А. Н. Егунов. Указ. соч., стр. 67.
28. VI. О, перев. А. Н. Егунова.
29. Фотий, «Библиотека», кодекс 73, перев. А. Н. Егунова (Указ. соч., стр. 70). Позднеантичному (и византийскому) читателю, претендовавшему на серьезные духовные интересы, приходилось специально оправдывать свое увлечение романами. Об этом красноречиво свидетельствует, в частности, тон «Толкования из уст Филиппа Философа относительно целомудренной Хариклеи», приведенного в той же статье Егунова (стр. 67-68).
30. Е. Rohde. Указ. соч., стр. 466-471.
31. Т. Szереssу. Указ. соч., стр. 243.
32. Hrotsvitha von Gandersheim. Dulcitius (sive passio sanctarum virginum Agapis, Chionae et Hirenae). В кн.: H. Kusch. Einführung in das lateinische Mittelalter, Bd. I. Berlin, 1957, S. 162,
33. W. Сареllе. Zwei Quellen des Heliodor. - Rheinisches Museum, 90, 1953, S. 166-180.
35. E. Rоhdе. Указ. соч., стр. 469.
37. А. Н. Егунов. Указ. соч., стр. 62.
38. А. Н. Егунов. Указ. соч., стр. 62.