Т. Ф. Теперик
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОЛЬ ЭКСКУРСОВ В "АРГОНАВТИКЕ" АПОЛЛОНИЯ РОДОССКОГО
(Индоевропейское языкознание и классическая филология - XIV (чтения памяти И. М. Тронского). - Ч. 2 - СПб., 2010. - С. 360-352)
Примечания
1. Под экскурсом традиционно понимается отступление от основной темы повествования для описания фактов и событий, имеющих для содержания побочное значение.
2. Драматизм настолько выразителен в ряде сцен поэмы, что некоторые авторы видят в отдельных эпизодах просто-напросто сокращения трагических сюжетов. Так, например, весь эпизод с убийством Апсирта (Arg., IV, 351-560), возможно, восходит к несохранившейся трагедии. (Штоссель 1941: 32).
3. В отличие от архаического эпоса, не придававшего пейзажу самостоятельного значения, пейзаж «Аргонавтики» осознаётся автором как самодостаточная художественная ценность (Вильямс 1989: 134).
4. Авторские отступления, обращения автора к себе и к героям своего произведения Massimo Fussillo (Fussillo 1997: 212.) понимает как паратекст, роль которого заключается в смене точки зрения на события.
5. Здесь и далее перевод Г. Церетели.
6. Отличие эпического и драматического проявлений божественной помощи состоит в том, что если «эпические» божества являются полноправными участниками событий, и их помощь ожидаема и прогнозируема, то в случае deus ex machinа боги появляются неожиданно, внезапно, когда ситуация обострена и запутана, а помощи ждать, в общем, неоткуда. Налицо и композиционное отличие. Если «эпические» божества в «Аргонавтике», как правило, появляются в начале книги, то «драматические» - в конце. Кроме того, «эпические» боги олимпийского пантеона (Афина, Гера), в то время как «драматические», главным образом, - морские (Главк, Тритон).
7. Распределение «географических и мифологические замечаний» на два вида (замечания-приложения и замечания-экскурсы) в зависимости от длины текста, как это делает Смыка (Смыка, 1971: 356) оправдано, но не вполне корректно с терминологической точки зрения ввиду расплывчатости слова «замечание» применительно к художественному тексту.
8. А. А. Россиус пишет о маньеристских тенденциях в творчестве эллинистического поэта (Росииус, 1996: 32).
Литература
Аверинцев 1989 - Аверинцев С. C. Жанры как абстракция и жанры
как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Взаимосвязь и взаимовлияние
жанров в развитии античной литературы. М.
Гаспаров 1994 - Гаспаров М. Л. Поэзия и проза - поэтика и риторика. // Историческая
поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.
Завьялова 2009 - Завьялова В. П. Каллимах и его гимны. М.
Кузьмина 2009 - Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессе эволюции поэтического
языка. М.
Пьеге Гро 2007 -Пьеге Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М.
Россиус 1996 - Россиус А. А. Художественный мир эллинистического поэта ( на
материале поэмы Арата из Сол «Явления»). Автореферат доктора филол. наук.
М.
Смыка О.В. О композиции «Аргонавтики» Аполлония Родосского // Вопросы классической
филологии. Вып. III-IV. М., 1971. С. 344-364.
Чистякова 2001 - Чистякова Н. А. Сказание об аргонавтах, его история и поэма
«Аргонавтика» Аполлония Родосского // Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М.
С. 141-176.
Devereux 1976 - Devereux G. Dreams in Greek Tragedy. Berkeley. Univ. of Calif.
Press.
Fussillo 1997 - Fussillo Massimo. How novels end; some patterns of closure
in ancient narratives. Classical Closure. Reading the end in Greek and Latin
Literature. Princeton. New Jersey.
Paduano 1986 - Paduano G. Apollonio Rodio. Le Argonautiche. Milan.
Stossel 1941 - Stossel F. Apollonius Rhodius. Interpretationen zur Erzellungskunst
und Quellenverwertung. Bern.
Williams 1989 - Williams M. F. Landscape in the Argonautica of Apollonius
Rhodius. Diss. The Univ. of Texas at Austin.