Г. М. Темненко
ПЕРЕЧЕНЬ КОРАБЛЕЙ В "ИЛИАДЕ" ГОМЕРА
(Индоевропейское языкознание и классическая филология - XV (чтения памяти И. М. Тронского). - СПб., 2011. - С. 489-496)
Примечания
1. Гомер обыгрывает это противоречие: он говорит, что и не знает всех, только музы бессмертные знают, и всё же берётся перечислять с их помощью хотя бы вождей. Однако эта оговорка даёт нам почувствовать, что музы-то знают и помнят всех - что подчёркивает значимость каждого воина.
2. Развенчание Агамемнона совершается при соблюдении внешних знаков почтения - так же Гомер поступает и с богами. Не отрицается сила, но осознаётся несовершенство.
3. В подлиннике сказано: «Если у нас наконец будет единомыслие». И. М. Тронский видел здесь вольность переводчика (Тронский 1935: 622), но, возможно, Гнедич исходил именно из контекста второй песни.
4. Присутствие Ахилла этим не ограничивается. В списке ахейских кораблей он упомянут, чтобы дать представление о красоте юного Нирея: тот «прекраснейший всех, после дивного мужа Пелида» (II, 674). А в следующем затем перечне троянских сил Гомер указывает героев, которых Ахиллу предстоит сразить. Правда, он не открывает заранее, кто победит Гектора.
5. Таким образом, Ахиллу свойственна не только стихийность, но и мудрость, и - как ни странно - что-то вроде самодисциплины, что особенно поразительно, поскольку он предстаёт, может быть, самым свободным героем в мировой литературе: сын богини и царя.
Литература
Аристотель 1983 - Аристотель. Поэтика / Пер. М. Л. Гаспарова
// Аристотель. Сочинения: В 4-х т. - М: Мысль. Т. 4. С. 645-680.
Брагинская 1993 - Брагинская Н. В. Кто такие мирмидонцы? // От мифа к литературе.
Сборник в честь семидесятипятилетия Е. М. Мелетинского. М.: РГГУ. С. 231-256.
Виппер 1995 - Виппер Р. Лекции по истории Греции. Избранные сочинения в 2
т. Т. 1. Ростов н./Д.: Феникс.
Гегель 1971 - Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х т. Т. 3. М: Искусство.
Гомер 1990 - Гомер. Илиада / Перевод Н. И. Гнедича. Л.: Наука.
Гордезиани 1988 - Гордезиани Р. В. «Илиада» и «Одиссея» - памятники письменности
// Античность как тип культуры / А. Ф. Лосев, Н. А. Чистякова, Т. Ю. Бородай
и др. / М.: Наука. С. 146-166.
Зайцев 1990 - Зайцев А. И. Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера
// Гомер. Илиада. Л.: Наука. С. 395-416.
Зайцев 1997 - Зайцев А. И. Древнегреческий топоним Этеонос и метрическое удлинение
в микенскую эпоху // Классические языки и индоевропейское языкознание. Материалы
чтений, посвящённых 100-летию со дня рождения И. М. Тронского. СПб. С. 19-21.
Казанский 1997 - Казанский Н. Н. Язык диктует. // Материалы XXVI Межвузовской
конференции преподавателей и аспирантов СПбГУ. Вып. 3.
Тахо-Годи 1972 - Тахо-Годи А. А. Мифологическое происхождение поэтического
языка «Илиады» Гомера // Античность и современность. К 80-летию Ф. А. Петровского.
М.: Наука. С. 196-215.
Тронский 1935 - Тронский И. М. «Илиада». Комментарии и примечания // Гомер.
Илиада. М.; Л.: Academia. С. 611-662.
Шталь 1983 - Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.
Ярхо 2001 - Ярхо В. Н. Эпос. Ранняя лирика // Древнегреческая литература:
Собрание трудов. (Серия «Античное наследие»). М.: Лабиринт.
Ярхо 1983 - Ярхо В. Н. Гомеровский эпос // История всемирной литературы. В
9 т. М.: Наука. С. 316-328.
Kirk 1985 - Kirk G. S. The Iliad: A Commentary. Vol. 1: Books 1-4. New York:
Cambridge Univ. Press.