Б. Г. Реизов
ПОЧЕМУ СТЕНДАЛЬ НАЗВАЛ СВОЙ РОМАН "КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ"?
(Реизов Б. Г. Из истории европейских литератур. - Л., 1970. - С. 170-186)
Примечания
1. A. Le Breton. «Le Rouge et le Noir» de Stendhal. Librairie Me'lotte'e, 1933, p. 217.
2. «Revue des Deux Mondes», 1832, t. VII, p. 78.
3. «Un livre, pour se bien vendre, doit, 1° avoir un joli titre...» - Courrier anglais, t. I. P., ed. «Le Divan», 1935, p. 37 (7 septembre 1822).
4. «Revue de Paris», 1830, t. IV, p. 258.
5. «Revue Etrangere», janvier 1832, p. 132.
6. «Revue des Deux Mondes», 14 octobre 1833, t. IV, p. 244.
7. «Revue des romans». P., 1839.
8. Ch.-A. Sainte-Beuve. Causeries du lundi, t. IX. P., 1854, p. 263 (статья от 9 января 1854 г.).
9. Le Grand Larousse illustré, t. 13, p. 1437.
10. «L’Artiste», février 1831.
11. Stendhal. Le Rouge et le Noir, t. I. P., Champion, 1923, p. XLIX. - К этой теории возвратился и В. В. Виноградов в статье «Стиль „Пиковой дамы» Пушкина» (Временник Пушкинской комиссии. Изд. АН СССР, 1936, стр. 100-101) и в другой связи Е. Боргерхоф (Е. В. О. Borgerhoff. The Anagramm in «Le Rouge et le Noir». Modern Language Notes, 1953, № 6, pp. 383-386), который приходит к утверждению, что «Красное и черное» - роман янсенистский.
12. P. Martino. «Le Rouge et le Noir». La signification du titre. «Le Divan», novembre 1923, pp. 576-577.
13. A. Caraccio. Stendhal, l’homme et l’oeuvre. P., [1951].
14. Stendhal. Le Rouge et le Noir, t. I., pp. 143-144.
15. Ibid., t. II, p. 147: «Все героично, все будет делом случая».
17. А. Сhuquet. Stendhal - Beyle. P., 1902, pp. 394-395.
18. A. Paupe. Histoire des oeuvres de Stendhal. P., 1903, pp. 57-58.
19. Stendhal. Le Rouge et le Noire, pp. XLIX-LI.
20. L.-F. Benedetto. La Chartreuse noire. Comment naquit «La Chartreuse de Parme», 1947, pp. 24-25.
21. P.-Q. Castex. «Le Rouge et le Noire» de Stendhal. P., 1967, p. 22.
22. См.: А. А. Стpогов. История военного искусства. Капиталистическое общество от Французской буржуазной революции до периода империализма. М, 1965, стр. 13.
23. См.: А. Сhuquet, op. cit.. p. 49.
24. Stendhal. Journal, t. I. P., éd. «Le Divan», 1937, p. 2.
25. Стендаль. Собр. соч. в 15-ти томах, т. 8. М., Гослитиздат, 1959, стр. 265, прим. 1.
26. «Subordinate agents (Бонапарта - Б. P.) were to be found everywhere, and more especially among the coffee houses and brothels of the Palais-Royal, those assemlages of every thing that is desperate and profligate. „Bonaparte”, said a Royalist to me other day, «had with him all the rouge-men and all the rouge-women, and in our country their numbers are nineteen out of twenty» (Paul’s Letters to Hris Kinsfolk. The Miscellaneous Prose Works of sir Walter Scott, vol. IV. P., 1837, p. 23).
27. Ср.: Victor Hugo raconté par un témoin de sa vie 1802-1817. P., Hetzel et Quantin, [s. a.], p. 89.
28. Ibid., p. 153. - В начале революции ее сторонники носили зеленую кокарду, так как зеленый цвет был цветом ливрей Неккера, министра, отставленного Людовиком XVI. Камиль Демулен во время знаменитого похода парижской толпы на Версаль сорвал с дерева в саду Пале-Рояля зеленый лист и укрепил его на своей шляпе, как кокарду, - демонстрация имела целью восстановление Неккера на его посту. Однако этот цвет не удержался по той причине, что лакеи графа д’Артуа, впоследствии Карла X, также носили зеленые ливреи.
29. См.: F. Vermale. Le Parti «vert» de Dauphiné (1814-1818). Bulletin de l’Académie Delphinale, 6e série, fasc. 13-14. Grenoble, 1946
30. Письмо барону де Маресту. - Stendhal. Correspondance, t. V, éd. «Le Divan», p. III.
31. Письмо or 14 апреля 1818 г. Ibid., p. 137.
32. M. Massоn et A. Luсhet. Thaddéus le Ressuscité, t. II. P., 1833, p. 176.
33. См.: Th. Gautier. Histoire du romantisme. P., 1874, pp. 90, 93, 96, 98. Ср. также: Journal des Goncourt, t. II. P., 1912, p. 133.
34. Это отметил и Флобер в «Воспитании чувств». См.: G. Flaubert. L’Education sentimentale. P., Conard, 1910, p. 560.
35. «Иностранная литература», 1955, № 6.
36. См: В. Constant. Discours prononcés à la Chambre des Députés, t. 1. P., 1827, pp. 425-429.
37. Об истории красного знамени с 1791 по 1832 г. см. статьи: G. Perreux. L’Affaire du Drapeau rouge. Révolution Française, t. 63, 1920; t. 76, 1923. - Перепечатано отдельным изданием в 1931 г. (Presses Univ.).
38. H.-F. Imbert. Les Métamorphoses de la liberté, ou Stendhal devant la Restauration et le Risorgimento. P., Jose' Corti, 1967, p. 529.
39. «Nouvelles conspirations des Noirs» «L’Ami du Peuple», 16 juillet 1790. См.: Ж.-П. Марат. Избр. произв., т. II. M, 1966, стр. 160-171.
40. «Revue d’histoire littéraire de la France», 1932, p. 105 s.
41. A. Caraccio, op. cit, pp. 149-150 - Я. Фрид толкует название приблизительно в том же плане, но цвета у него получают иной смысл: черное - не только иезуиты, но и лицемерие, а красное - не только мечты Жюльена о воинских подвигах, но и его энергия, и «кровь бедняка, пролитая богачами» (см.: Я. Фрид. Стендаль. Очерк жизни и творчества. Изд 2-е. M., 1967, стр. 234).
42. Вальтер Скотт. Собр. соч., т. 1. Л., 1960, стр 70-71.
43. См.: Stendhal. Lucien Lewen, t. 1. P., éd Champion, 1926, p. LVII.
44. «Mélanges de littérature», t. I, éd. «Le Divan», 1937, p. 332.- M. Бардеш утверждает, что эти «предсказания» были «романтической условностью», распространенной в 1820-е годы (см.: M. Bardèche. Stendhal romancier. P., 1947, p. 222). Как видно уже из этих примеров и многих других, это не было ни «романтической условностью», ни особенностью 1820-х годов.
45. Ср. ниже статью: «Стендаль и Бенвенуто Челлини (К вопросу об источниках "Пармского монастыря"») (стр. 205-216).
46. Об этой «анаграмме» см: Е. В. О. Borgerhoff. The Anagramm in «Le Rouge et le Noir». Modern Language Notes, june 1953, № 6. - В анаграмме автор видит нечто ироническое и забавное, заставляющее читателя с удовольствием следить за «случайным» ходом событий и поведением Жюльена.