В. А. Пестерев
РОМАННАЯ ПРОЗА ЗАПАДА РУБЕЖА ХХ И ХХI ВЕКОВ. Статья первая
(Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - Пермь, 2011. Вып. 3(15). - С. 155-166)
Романная реальность и сознание
Прошлое как художественная достоверность
Прошлое и как литературный материал, и как художественная проблематика - значительный аспект современного романа, раскрывающийся в таких его жанровых формах, как исторический роман, биографический, роман культуры. Актуальная в историческом романе «художественная достоверность» - вечная для этого жанра дилемма «исторической истины» и «вымысла», реализующаяся в литературе рубежа веков в параметрах точной документальности и свободной интерпретации истории. В последнем свойстве важен опыт постмодернистской прозы, который точно обозначил А. Компаньон: «История историков перестала быть единой или уникальной, она теперь состоит из множества частных историй, разнородных хронологий и противоречащих друг другу нарративов. …История - это конструкт, нарратив, и в качестве такового она представляет нам настоящее наряду с прошлым; ее текст сам принадлежит литературе» [Компаньон 2001: 259]. Одновременно обострен интерес современных писателей к традиционному историческому роману, очевидный в усилении эпического начала. Одна из перспективных его модификаций отмечена В. Дубиным: «…Видимо, большую романную форму, по крайней мере в XX веке, не поднять и не удержать, не синтезировав кропотливую реальность локального времени и места с универсальным горизонтом символов и идей, не соединив древность начал и высоту ориентиров» [Дубин 2005: 226]. Это суждение высказано исследователем, анализирующим роман Орхана Памука «Черная книга» (1994). В этой эпической форме написан турецким прозаиком исторический роман 1998 г. «Меня зовут красный». Воспроизводя события 1591 г., когда по случаю тысячелетия ислама султан поручает своим художникам в новой манере иллюстрировать Коран, Памук написал современный роман о непреходящей - жизненной и эстетической - истинности искусства.Примечания
1. Не только романные произведения, критическая и исследовательская мысль, но и многочисленные суждения современных писателей свидетельствуют об этом характере творчества на рубеже столетий. Например, интервью Н.Александрова с английскими, норвежскими, финскими, французскими и шведскими авторами [Александров 2010].
2. Есть определенное основание у Вл. Новикова утверждать, что «нынешняя элитарная проза» «страдает общим недугом»: «однообразием и монотонностью» [Новиков 1999: 194].
3. Назовем некоторые работы в отечественном литературоведении последних лет: [Прозоров 2001; Постмодернизм: что же дальше? 2006; Чугунов 2006; Сидорова 2005; Кучумова 2009;]. Проблемы современной литературы постоянно освещаются в ежегодных сборниках Андреевских чтений: [Литература XX века 2003-2010]. Значительна и подборка статей в рубрике «Современна ли современная литература» журнала «Вопросы литературы»: [Джумайло 2007; Пимонов 2007; Шервашидзе 2007].
4. Расширяя пространство современной романной и литературной ситуации, обратим внимание, что журнал «История американской литературы», подводя итоги минувшего века и стремясь выявить творческие ориентиры в настоящий момент, обратился к 26 американским поэтам и романистам с рядом вопросов. В поле зрения и редакции, и писателей актуальные и перспективные для культуры аспекты: связь творчества с политическими, религиозными, культурными, национальными, международными, расовыми, классовыми, гендерными, сексуальными пристрастиями и убеждениями; «общественный мандат американского литературного творчества за последние двадцать лет»; писатель и читатель; художественные традиции и поколенческое сознание; художник и его редактор и издатель; роль критики и академической науки в писательской работе [American Literary History 1999].
5. Это точное понятие, введенное Н.С.Павловой, всецело охватывает важнейшие аспекты искусства [Павлова 2005].
6. В этом аспекте значимо, как всеизвестно, творчество Л. Стерна, но и продолжение и осмысление этой традиции современниками Лоджа, что, скажем, очевидно в небезосновательном суждении А.С. Байетт, которая пишет: «Джордж Элиот, возможно, первая английская романистка, чей интерес к новым формам мышления получил отражение в форме ее произведений» [Byatt 2001: 66].
7. См. авторские «Благодарности», связанные с работой над романом «Думают …» [Лодж 2003: 491-493].
8. «Постмодернист в обличии реалиста, вызывающего доверие», - таково мнение американской писательницы Дж.К. Оутс о Лодже [см.: Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века 2005: 244].
9. См. гл. «Виртуалистика» в исследовании В.В. Бычкова [Бычков 2010: 731-781]. Осмысление «технообразности» в искусстве и эстетике на рубеже веков дано в статье Н.Б. Маньковской [см: Маньковская 2002]. Разноаспектно этот вопрос освещен в монографии К.Э. Разлогова «Искусство экрана: от синематографа до интернета» [Разлогов 2010].
10. Интервью Елены Воронцовой с переводчиком на английский произведений современной русской литературы и прозы Виктора Пелевина Эндрю Бромфилдом [Радио Свободы 2005].
11. См. примечания переводчика Е.А. Костюкович: [Эко 2008: 544].
12. См. авторские примечания к роману: [Rambaud 1997: 292-294].
13. Интервью Дж. Литтелла израильской газете «Гаарец» [цит. по: Лещневская 2008: 199].
14. Не случайно М. Вуд, пытаясь понять параболичность Воллманна, с одной стороны, показывает, что далеко не все рассказы - параболы, с другой - полагает, что они ближе к добротным (или хорошо сделанным) комиксам [Wood 2005].
15. Эти вопросы ставит М. Вуд как порождаемые параболической текстурой «Европы». Возникающие в аналитической мысли критика, они по существу заданы читательскому сознанию, читательскому восприятию [Wood 2005].
16. Цитата из книги Соломона Волкова о Шостаковиче, которая для Воллманна один из авторитетных источников романа [Vollmann 2006: 755].
Список литературы
Александров Н.Д. Тет-а-тет. Беседы с европейскими писателями.
М., 2010. 416 с.
Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западно-европейской литературе
/ пер. с нем. М.; СПб., 2000. 511 с.
Баррико А. Другая красота. Заметки о войне // Баррико А. Гомер. Иллиада /пер.
с итал. Е. Кисловой. М., 2007. С.164-172.
Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000. 304 с.
Бегбедер Ф. Романтический эгоист / пер. М. Зониной. М. 2006. 462 с.
Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия
искусства. М., 2010. 784 с.
Джумайло О. За границами игры: английский постмодернистский роман. 1980-2000
// Вопр. лит. 2007. №5. С.5-46.
Дубин Б. Роман-цивилизация, или Возвращенное искусство Шахерезады // Дубин
Б. На полях письма. Заметки о стратегиях мысли и слова в XX веке. М., 2005.
С.223-227.
Егерева Е. Павич, нарисованный за чаем // Новое время. 1999. № 36. С.41-43.
Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл / пер. с фр С.Н. Зенкина.
М., 2001. 336 с.
Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман 1980-2000 гг.: курс на демифологизацию.
Самара, 2009. 152 с.
Литература XX века: итоги и перспективы изучения. М., 2003-2010. Вып.1-8.
Лодж Д. Думают… / пер. с англ. Д.Кротовой. М., 2003. 496 с.
Маньковская Н.Б. Что после постмодернизма? // Кануны и рубежи. Типы пограничных
эпох - типы пограничного сознания: в 2 ч. М., 2002. Ч.II. С.417-430.
Нива Ж. Эринии Литтелла - судьи или судимые? / пер. с фр. М. Аннинской //
Иностр. лит. 2008. №12. С.212-220.
Новиков Вл. Филологический роман // Новый мир. 1999. №10. С.193-205.
Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 588 с.
Павлова Н.С. Природа реальности в австрийской литературе. М., 2005. 312с.
Пестерев В.А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины ХХ
столетия. Волгоград, 1999. 312 с.
Пимонов В. Многообразие округлых форм. Эстетика минимализма и новейшая датская
литература // Вопр. лит. 2007. №2. С.60-71.
Постмодернизм: что же дальше? Художественная литература на рубеже XX-XXI веков.
М., 2006. 323 с.
Прозоров В.Г. Ступени свободы. Очерки истории и литературы США 1950-2000.
Петрозаводск, 2001. 344 с.
Радио Свободы. 16-11-05. Поверх барьеров - Европ. вып. // URL: http://archive.svoboda.
org/programs/otbe/2005/otbe.111605.asp (дата обращения: 06.04.2007)
Разлогов К.Э. Искусство экрана: от синематографа до интернета. М., 2010. 287
с.
Ребеккини Д. Умберто Эко на рубеже веков: от теории к практике // Новое лит.
обозрение. 2006. №80. С.291-318.
Рымарь Н.Т. Романное мышление и культура XX века // Литературный текст: проблемы
и методы исследования. Аспекты теоретической поэтики: К 60-ти летию Н.Д. Тамарченко:
сб. науч. тр. М.; Тверь, 2000. Вып. 6. С.88-102.
Сидорова О.Г. Британский постколониальный роман последней трети XX века в
контексте литературы Великобритании: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М.,
2005. 34 с.
Чугунов Д.А. Немецкая литература 1990-х годов: Ситуация «поворота». Воронеж,
2006. 288 с.
Шервашидзе В. Тенденции и перспективы развития французского романа // Вопр.
лит. 2007. Вып.2. С.72-102.
Эко У. Таинственное пламя царицы Лоаны / пер. с итал. Е.А.Костюкович. СПб.,
2008. 592 с.
Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века. М., 2005. 541с.
Albérès R.M. Histoire du roman moderne. P., 1962. 460 p.
American Literary History. Oxford, 1999. Vol. 11, № 2. P. 215-353.
Byatt A.S. On Histories and Stories. L., 2001. 196 p.
Duchane T. An Interview with William T. Vollmann. November 2005// URL: http://www.bookslut.com/features/2005_11_006908.php
(дата обращения: 14.12.2010).
Gibbons J. His Back Pages/Bookforum. Feb/Mar 2007// URL: http://www.bookforum.com/archive/feb_07/Gibbons_Feb07.html.
(дата обращения: 20.12.2010).
Gibbons J. William T.Vollmann's Real World//Bookforum. Summer 2005 // URL:
http://www.bookforum.com/archive/sum_05/gibbons.html (дата обращения: 07.09.2010).
Hauptfleisch G. Doing the „Rontinent // The San Diego Union-Tribune. April
10, 2005.
Hillebrand B. Theorie des Romans. II: Von Hegel bis Handke. München,
1972. 402 S.
Lodge D. Consciousness and the Novel. L., 2003. 320 p.
Rambaud P. La Bataille. P., 1997. 306 p.
Viard D. Ecrire avec le soupçon - enjeux du roman contemporain // Le
Roman francais contemporain. P., 2001. P. 129.174.
Vollmann W.T. Europe Central. N.Y., 2006. 812 p.
Wood M. Parables of a Violent World / The New York Review Books. Vol. 52.
№ 20. Dec. 15. 2005 // URL: http://www.nyboooks.com/articales/18560 (дата
обращения: 19.09.2010).
Zeyringer K. Innerlichkeit und Offentlichkeit: Österreichische Literatur
der 80-er Jahre. Tubingen, 1992. 492 S.
Источник текста - сайт "Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология".