П. А. Новикова
ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО И ИГРА С ПРОСТРАНСТВОМ В РОМАНЕ Ф. БЕГБЕДЕРА "WINDOWS ON THE WORLD"
(Литература XX века: итоги и перспективы изучения. - М., 2006. - С. 173-177)
Литература
1. Сразу отметим, что эти миры вступают в сложное взаимодействие и не связаны с понятием «романтическое двоемирие», несмотря на кажущееся внешнее сходство c ним понятий «реального» и «фиктивного» в романе Ф.Бегбедера.
2. Beigbeder Frederic. Windows on the World. P., 2003. P. 13. Здесь и далее цитируется по этому изданию с указанием страниц в скобках. Перевод везде наш.
3. «Пространство - это не место (реальное или логическое), в котором расположены вещи; оно характеризует только возможную последовательность их расположения. Это означает, что мы должны мыслить о пространстве как об универсальной силе, определяющей возможность соединения вещей, а не его источнике, и представлять его как их вместилище или как абстрактную характеристику, которой вещи обладают в своей совокупности. Следовательно, либо я пребываю среди вещей, не рефлексируя, и отношусь к пространству как к месту, в котором они расположены, или как к их общему свойству; либо я рефлексирую, схватывая пространство, и только в этот момент осознаю связи, выраженные в данном слове, представляя затем, что они опосредованы субъектом, который отслеживает и подтверждает их, и, в результате этого, перехожу от опространствленного пространства к пространствующему пространству. (Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998. С. 27-28).
4. Вспомним в этой связи «смерть в 1 лице», обозначенную В. Янкелевичем как «моя собственная смерть», которая «переворачивает мир, она неповторима и единственна в своем роде и не похожа на чью бы то ни было»; собственная смерть - «настоящее мгновение, у которого нет будущего, абсолютное присутсвие, близкое и обжигающее, в пределе совпадающее с самостью тотального Я…» (Янкелевич В. Смерть. М., 1999. С. 27, 35).
Источник текста - Французская литература XVII-XVIII вв. Сайт Натальи Пахсарьян.