Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

А. Ю. Мусорин

КАЭТАН МАРАШЕВСКИЙ И ЕГО КОМЕДИЯ

(Иностранные языки в научном и научно-методическом аспектах. - Вып. 8. - Новосибирск, 2009. - С. 80-83)


 
Пьеса Каэтана Марашевского "Комедия" (1787 год) является одним из шедевров белорусской литературы конца XVIII века. О её создателе мы располагаем небольшими сведениями, в частности, что он был монахом и преподавателем Забельской доминиканской коллегии (недалеко от Полоцка) и что его пьеса была предназначена первоначально для постановки силами учащихся.
Действующих лиц в пьесе немного: небогатый крестьянин Дёмка, еврей-корчмарь, чёрт, одетый как шляхтич и несколько эпизодичных персонажей, новых в каждом из трёх актов пьесы. Дёмка - единственный персонаж, который находится на сцене с самого начала до самого конца пьесы, никогда не исчезая из поля зрения. Сюжет "Комедии" незамысловат. Начинается она с того, что крестьянин Дёмка жалуется на свою тяжёлую жизнь. Из его пространного монолога мы узнаём, что работает он целый день, что "ноги у него уже онемели" и что он рук не чует от топора и цепа, а денег всё нет. Пытаясь найти причину своей трудной, несчастливой жизни, Дёмка приходит к выводу, что во всём виноват первый человек - Адам: "Э, э! Если бы Адам, первый наш отец, не согрешил, и мы бы так не трудились. Ох! Дурак ты дурак! Зачем тебе было рвать яблоко с дерева проклятого? Пропади оно! Если б мне не велено было, то я не потрогал бы даже, ни за что не потрогал бы. А мы бы в раю как паны на земле жили, хлопот бы никаких не имели, об одежде тогда б не беспокоились, и голые бы в раю походили. А тут, как одежда порвётся - негде новой добыть, хоть из кожи лезь, а неоткуда новой взять, и купить неначто. А тут зима подходит, да и стыдно. А у меня ни гроша за душой. Пан, однако, на то не смотрит, всё кричит: "Заплати, курвин сын!" Адам, Адам, как ты нас погубил!" [1].
По завершении монолога Дёмки на сцене появляется ещё один персонаж - еврей, содержатель корчмы, который требует у крестьянина вернуть ему деньги за выпитую в долг водку. Становится ясно, что в бедственном положении Дёмки виноват не столько праотец Адам, сколько его собственные человеческие слабости, и, в частности, склонность к чарке. Постоянно поминающий недобрым словом Адама Дёмка вызывает в памяти библейскую притчу о человеке, видящем сучок в глазу ближнего своего, но не замечающем бревна в своём собственном.
Первые три явления первого акта представляют собой пространную, развёрнутую экспозицию. Завязка происходит в четвёртом явлении, когда на сцене появляется чёрт. В завязавшейся беседе (Дёмка пока ещё не знает, кто стоит перед ним) чёрт пытается втолковать крестьянину, что винить во всём надо не Адама, но самого себя, свои слабости и пороки. Дёмка не соглашается с доводами собеседника и чёрт, желая продемонстрировать Дёмке свою правоту, предлагает крестьянину пари. От Дёмки требуется совсем немного: молчать в течение одного часа. Если Дёмка сумеет в течение этого времени удержаться и не проронить ни одного слова, он получит крупную сумму денег; если же нет - становится подданным этого шляхтича. По заключении пари чёрт наконец-то сообщает крестьянину, кто он такой, и что в случае проигрыша Дёмке надлежит отправиться в Ад. Естественно, выиграть пари крестьянину не удаётся. На сцене неожиданно появляются три мальчика, которые пытаются залезть на небо по лестнице:
"Первый мальчик: Уже зовёт нас Бог к своей вечной славе, и будем мы радоваться с ним вечно.
Второй: Но как же мы поднимемся, если так высоко?
Третий: Бог придумает способ, чтобы мы поднялись.
Первый: Смотрите, смотрите! (Говорит с великой радостью, глядя как спускается с неба лестница) Вот спускается уже лестница!
Второй: Это, должно быть дорога на небо. Но как по ней идти?
Третий: А вот так (Ставит только ноги на перекладины, но не касается их руками).
Первый (отталкивает): Не так, а вот как! (Повисает на руках без помощи ног).
Крестьянин (Не выдержав, подбегает к лестнице и показывает им): Вот как надо лезть. Вы не умеете. Вот увидите, как я сейчас залезу на небо! (Как только крестьянин взялся за лестницу и поставил на неё ногу, лестница резко поднялась вверх. Крестьянин сваливается, мальчики с сожалением отходят).
Чёрт (Выскочив, хватает крестьянина и тащит): А как же уговор? Ты же зарекался, что молчать будешь! Побился об заклад и не устоял. Сейчас я тебя в Ад поведу".
Проигравшему пари крестьянину, однако, удаётся вымолить у чёрта прощение и тот даёт Дёмке ещё одну попытку, и ещё раз прощает его, когда крестьянину и второй раз не удаётся удержать язык за зубами. Однако, когда Дёмка проигрывает тоже самое пари в третий раз, чёрт забирает его в Ад. Заканчивается "Комедия" пространными монологами крестьянина и чёрта, смысл которых сводится к тому, что не надо искать виновного в своих несчастьях, если виноваты только твои собственные глупость, слабоволие, неумение держать данное слово.
Формально пьеса написана в соответствии с требованиями поэтики классицизма: соблюдены единство времени, места и действия. Однако сюжет "Комедии" - проигрыш души дьяволу скорее характерен для средневековой литературы или для литературы барокко. Такие черты произведения К. Марашевского, как отсутствие женских ролей, назидательность финала, использование библейских мотивов также роднят его с барочной драмой-моралите [2]. При этом в рамках классицистической поэтики и барочного сюжета автор, как это будет показано далее, излагает идеи, свойственные, прежде всего, эпохе Просвещения.
На первый взгляд, эта история стоит в одном ряду с легендой о докторе Фаусте, предании о пане Твардовском, повестью о Савве Грудцыне и др. Однако, произведение Марашевского существенно отличается от всех перечисленных выше сюжетов, и во многих отношениях не имеет аналогов в мировой литературе. Рассмотрим эти отличия.
1. Это единственное известное нам произведение, где главный герой не продаёт, но проигрывает свою душу, не сумев, таким образом, получить от чёрта никаких благ.
2. Если в историях о Фаусте или о Твардовском главный герой сознательно вступает в контакт с нечистой силой, то персонаж Марашевского заключает пари не зная, кто стоит перед ним, искренне полагая, что имеет дело с несколько чудаковатым шляхтичем. Кстати, то обстоятельство, что чёрт является Дёмке в образе шляхтича, а не в образе такого же как он крестьянина, купца, трактирщика или представителя какой-либо иной социальной группы не случайно. В десятой сцене третьего акта из монолога главного героя мы узнаём, что он в постоянно обманывал своего пана, обкрадывал панское хозяйство, дурно отзывался о своём господине. Поэтому, представляя чёрта в образе шляхтича, Марашевский как бы говорит своим зрителям: не хотите честно служить земным панам - получите пана из преисподней.
3. Чёрт появляется в пьесе не в результате каких-либо магических действий, совершаемых главным героем, как то имеет место в различных вариантах истории о докторе Фаусте, или в предании о пане Твардовском, но просто как следствие греховной жизни Дёмки. Обыденность, с какой нечистая сила входит в жизнь крестьянина, как бы даёт зрителю и читателю понять, что жертвой её может стать любой, самый заурядный и ничем не выделяющийся человек, а не только интеллектуал, "балующийся" магией, ищущий запретных знаний.
4. Заключив с Дёмкой пари, чёрт несколько раз в пространных монологах пытается довести до сознания крестьянина совершенно христианские истины, о том, что необходимо держать данное слово, что нельзя перекладывать на другого свою вину, что нужно любить Бога. Иногда даже создаётся впечатление, будто чёрт хочет не выиграть, а проиграть пари. Такая "благочестивость" со стороны дьявола не случайна: Марашевскому очень важно показать (совершенно в духе идей Просвещения), что не козни нечистой силы, но моральное несовершенство человека приводит последнего в Ад.
5. В историях о Фаусте, о пане Твардовском, о Савве Грудцыне в последний момент главный герой обращается к Богу, пытаясь испросить у Него прощение и избавление от Ада (и, кстати, получает это избавление). Персонаж Марашевского на протяжении всей пьесы вообще не разу не вспоминает Бога, и уж, конечно же, не раскаивается в своих поступках.
Правда, в 10-й сцене 3-го акта (в самом конце пьесы) он произносит весьма пространную покаянную речь, однако, по завершении её, вместо того, чтобы попросить помощи у Всевышнего, предпринимает попытку обмануть чёрта (отца лжи!) и подсунуть ему вместо себя еврея-корчмаря. Такое поведение главного героя "Комедии" не случайно. Обращение Дёмки к Господу поставило бы автора (монаха-доминиканца) перед сложной философской дилеммой. Если Господь отвергает молитву раскаявшегося грешника и обрекает его аду, этим самым ставится под сомнение безграничность милосердия Божия, что невозможно для верующего христианина, разрушается назидательный смысл евангельской истории о разбойнике, раскаявшемся на кресте в последний миг перед смертью и взятом в Царствие Божие. Если же Господь милует раскаявшегося грешника и избавляет его от ада, ставится под сомнение вся рационалистическая, просвещенческая концепция К. Марашевского, в соответствии с которой спасение человека может быть только результатом его добродетелей, последовательно реализуемых в повседневной жизни, разрушается идейная целостность пьесы.
 

Литература

1. Здесь и далее все цитаты приводятся в нашем переводе с белорусского.

2. Мальдис А. И. Белорусская литература // История всемирной литературы. - Т. 5. - М., 1988.