Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

Е. В. Фейгина

ЛЮБОВЬ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЧАСТЬЕ В КОМЕДИЯХ К. ГОЛЬДОНИ

(XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства. - М., 2004)


 
Обращаясь к комедиям К. Гольдони, мы с изумлением сталкиваемся иной раз с излишним морализмом, поучительностью. Иногда кажется, что стремление драматурга уравновесить конфликты и привести к социальной гармонии все человеческие отношения, лишает комедии волшебства, нивелирует глубокие чувства героев и не позволяет по-настоящему наслаждаться, радоваться, искромётно веселиться. Неужели его комедии, шедшие с таким успехом в Венеции середины XVIII века, имели значение только в своё время, выразили не общечеловеческие ценности, а эпоху?
Да, Гольдони совершает театральную реформу: от импровизированной комедии масок дель арте к комедии характеров. Он ставит своей целью воплотить на итальянской сцене мольеровскую комедию, приспособив её к эстетическим требованиям своего времени и к нравам Венецианской республики. Кроме того, Гольдони считает необходимым использовать жизненные наблюдения и воплотить на сцене различные реальные истории, сочетая поучительность и развлекательность. Тот тип комедии, который мы видим у Гольдони, достаточно нам знаком: бытовая комедия характеров. Гольдони выстраивает на сцене определённый социум со своими законами. Драматург, безусловно, следует классицистической эстетике, ориентируясь на правдоподобие и нравоучительность. Характеры - это предмет наблюдений Гольдони. Писатель мыслит театрально, и даже манифест создаёт как предисловие к пьесе «Комический театр» (Il teatro comico 1750). Определяя основные принципы создания драматических произведений, Гольдони говорит о том, что не сатира на человека, а критика порока есть цель его комедии, необходимо выделить не один персонаж, символизирующий какой-то порок, а показать целую группу персонажей и взаимоотношения между ними [1]. В этой группе, как правило, один персонаж обладает направляющей энергией. Он-то и организует социум согласно своим представлениям о порядке и смысле. Драматург совершает реформу постепенно, превращая маски дель арте в живых людей. Он расколдовывает некое зачарованное царство, приближая его к естественным человеческим проявлениям. Бытовая подоплёка комедий Гольдони станет понятнее, если мы вспомним образ Венеции XVIII века, описанный в знаменитой книге Муратова «Образы Италии».
«Венецию XVIII века называли второй столицей Европы. Венеция - город музыки, превративший четыре женских монастыря в консерватории, XVIII век в Венеции - это театра и век маски. Население Венеции - это праздничная и праздная толпа: поэты и приживальщики, парикмахеры и ростовщики, певцы, весёлые женщины, танцовщицы, актрисы, сводники и банкометы - все, что живёт удовольствиями или создаёт их. Благословенный час театра или концерта - это час их праздника. И все, окружающее их в этот час, - это убранство праздника. Жизнь покинула огромные давящие дворцы, она стала общей и уличной и весело разлилась ярмаркой по всему городу… Ночей нет или, по крайней мере, есть только бессонные ночи. В Венеции семь театров, двести постоянно открытых кафе бесчисленное множество казино, в которых зажигаются свечи только в два часа ночи и в которых самые благородные кавалеры и дамы смешиваются с толпой незнакомцев…» [2] Венеция XVIII века интернациональна. Очень остро венецианцы воспринимают чужую культуру: французскую моду, испанские нравы, поэтику романов Ричардсона. Это помогает осознать собственный национальный характер. Эти проблемы также рассматриваются в комедиях Гольдони, мы видим историю Памелы Ричардсона, преображённую на венецианский манер («La Pamela», 1750). Главный социальный конфликт - неравенство служанки Памелы и её хозяина, сквайра Б. у Ричардсона преодолевается любовью: сквайр женится на Памеле. Для Гольдони такой финал невозможен, т.к. в Венеции патриций не мог жениться на плебейке без ущерба для своих детей [3]. В результате итальянский драматург использует приём сокрытия знатного происхождения героини до поры до времени. По словам Вальтера Бинни Гольдони воплощает в своём творчестве миф Венеции XVIII века - театральной сцены [4].
Гольдони не просто переходит от комедии масок к комедии характеров. Феномен маски и карнавала особым образом обыгрывается в его комедиях. Например, в блистательной комедии «Самодуры» (I Rusteghi, 1760) купец Лунардо Кроццола говорит жене и дочери, уговаривающим его позволить повеселиться на подходящем к концу венецианском карнавале: «И у вас хватает наглости меня об этом просить? Видели ли вы меня когда-нибудь в маске, чтобы я, скажем по справедливости, надевал личину на лицо? Что ещё за маски такие? Зачем маски надевают?.. Порядочные девушки в масках не шляются» [5]. Лунардо гордится тем, что на лице его дочери Лучетты «никогда не было маски». Но именно маска и маскарадный костюм, помогают жениху Лучетты проникнуть в дом и познакомиться с девушкой. В результате суровая патриархальная установка отца выдать дочь замуж не только помимо её согласия, но даже без предварительного знакомства с женихом, разрушается возникшим чувством молодых людей.
«XVIII век - век маски. В Венеции маска стала почти что государственным учреждением, одним из последних серьёзных созданий этого утратившего всякий серьёзный смысл государства. С первого воскресенья в октябре и до Рождества, с 6-го января и до первого дня поста, в день св. Марка, в праздник Вознесения, в день выборов дожа и других должностных лиц каждому из венецианцев было позволено носить маску. В эти дни открыты театры, это карнавал и он длится, т. о. полгода… Все ходят в масках, начиная с дожа, кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно всё сказать, на всё осмелиться; разрешённая Республикой маска находится под её покровительством. Ридотто - знаменитый игорный дом стал подлинным центром венецианской жизни, его закрытие в 1774 г. было воспринято почти как трагедия […] Маска свеча и зеркало - вот образ Венеции XVIII века» [6].
Жанр комедии всегда тесно связан с бытом. Гольдони осмысливает многочисленные бытовые ситуации, использует истории и диалоги, услышанные на улицах. Его герои - представители всевозможных сословий. Оказывается, то, что скрыто от глаз уличной весёлой толпы, близко и интересно зрителям. Правдоподобие в комедиях не схематично и не задано. Оно определяется движением от устойчивых характеров-масок к реальным персонажам, поиском человеческой психологической сущности, изображением людей, которые близки и понятны зрителям. Самое большое желание на маскараде увидеть лицо под маской. Гольдони реализует это желание. Драматург ориентировался на амплуа актёров и во многом успех его комедий зависел от живости, темперамента и заразительности того или иного актёра. Актёры снимали маски, но оставались в рамках амплуа.
Любовь в комедиях Гольдони не страсть. Можно усомниться, что любовь для Гольдони является главной проблемой жизни и бытия. Тем не менее, речь о любви идёт в большинстве комедий. Почти всегда её стремятся если не ограничить, то привести к некоторому равновесию, гармонии. Непосредственно связана с любовью такая проблема, как умение занять прочное место в социальной иерархии и обеспечить себе кусок хлеба. Эти две коллизии обычно зависят друг от друга. С этой тематикой связан и тот факт, что главная пружина действия часто связана с социально ограниченными персонажами. Это либо слуги, чаще служанки, либо обездоленные сироты, либо дети, подавляемые чрезмерно строгими родителями («Тодеро-брюзга», «Sior Todero brotolon o sia Il Vecchio fastidioso», 1762). Морализаторство важнее, чем мечты о счастье. Такие мечты могут и высмеиваться. Отношение к любви определяется почти в каждой комедии, что подтверждает догадку о том, что важно определение места любви в социуме. Одно дело, благоразумная любовь к людям, определяющая гармонию человеческих отношений. Любовь должна вести к браку, обеспечивающему достойное существование в обществе. Такая любовь для Гольдони является идеалом и стремление к ней он показывает во многих комедиях. Другое дело - любовь-страсть, которая разрывает привычные связи и может существовать вопреки социуму. Эту любовь Гольдони не приветствует. Его интересует не влюблённость, а сосуществование в браке. Возможен отказ от любви в пользу выгодного брака («Мошенник», «Il Frappatore», 1745). Родительское принуждение не даёт права пренебречь почитанием родителей, что хорошо понимает Менегетто, герой комедии «Синьор Тодеро-Брюзга», который старается убедить препятствующего ему деда своей любимой девушки согласиться на их свадьбу.
Читатель, знакомый с творчеством Гольдони вспомнит, насколько важна роль героинь. В комедиях показано множество женских типов, оттеняющих друг друга, и устами наиболее яркой женщины выводится мораль, предлагающая зрителям следовать некоторым правилам поведения. Подобный вид бытовой психологической комедии и не предполагает невероятных страстей и подвигов. Но можно заметить, что именно правильная организация чувств есть гарантия социального равновесия и устойчивости. На первом месте не личные пристрастия того или иного персонажа, а разумность, размеренность, рассудительность и благоразумие героев. Трудно поверить, что служанка Арджентина в комедии «Ловкая служанка» («La cameriere brillante», 1754) действительно страстно любит старого Панталоне, своего хозяина. Но именно выйдя за него замуж, она сможет реализовать свои способности хозяйки и организатора всевозможных увеселений и мероприятий. Девушка доказывает богатые творческие и человеческие возможности: она не просто ловкая служанка, она и талантливая актриса. Арджентина заставляет всех героев учить роли и сыграть спектакль. Не страсть, а разумный союз венчают комедию «Феодал» («Il feudatario» 1752). Современный читатель скорее согласился бы с отказом девицы выйти замуж за маркиза Флориндо, на протяжении комедии только и делавшего, что развлекавшегося и другими женщинами. Он соглашается жениться на Розауре по настоянию матери маркизы Беатриче и то, только потому, что иначе потеряет своё прекрасное имение Монтефоско.
Гольдони выстраивает человеческий психологический мир внутренний, глубокий. Он даёт возможность зрителям, сопереживая его героям, посмотреться в зеркало и увериться в добродетельности и разумности своих намерений. Очень показательна комедия «Кофейная» («La bottega del caffe», 1750), которая привлекла внимание А.Н. Островского, сделавшего прекрасный перевод. Сам Гольдони назвал эту комедию «комедией среды» (d’ambiente). В этой комедии сталкиваются, с одной стороны, стремления мужчин жить весёлой свободной жизнью, играть в карты, развлекаться с танцовщицами, сидеть в кофейной (так поступают купец Эудженио и конторщик Фламинио, назвавшийся графом Леандро). С другой стороны, существуют правомерные претензии их жён на любовь, уважение и сохранение семейного имущества. В комедии показаны проделки плутов, стремящихся выкачать как можно больше денег из незадачливого купца, и выведен любимый тип героя Гольдони. Это Ридольфо - солидный умный горожанин, который наставляет Эудженио, помогает ему выйти из затруднительного положения и помириться с женой. Такие герои воплощают собой гармонию, разумность, умеренность и справедливость. Их роль не сводится только к функции медиатора или арбитра (определение М.Л. Андреева [7]), но символизирует разумность, благородство и доброту. Такой герой Ридольфо - хозяин кофейной противопоставлен бездельнику и сплетнику неаполитанскому дворянину Дону Марцио. «Дон Марцио: Моё почтение синьор политик. Что-то вы выиграете вашими хлопотами? Ридольфо: Выиграю любовь и уважение хороших людей, что для меня всего дороже» [8]. Появление полицейских в финале пьесы, арестовавших карточного шулера Пандольфо, создаёт впечатление справедливости, всегда воцаряющейся в прекрасной Венеции: «Дон Марцио: Уеду из этого города; уеду с сожалением; уеду потому, что мой несчастный язык заставляет меня бежать из этой страны, в которой все живут хорошо, пользуются свободой, миром и удовольствиями, все, кто умеет вести себя умно, осторожно и честно» [9]. Герой-медиатор может иметь и другой характер. В комедии «Забавный случай» («Un curioso accidente», 1760), сюжет которой взят из жизни, главный герой - богатый голландский купец Филиберт, препятствующий своей дочери выйти замуж за французского офицера, комичным образом начинает устраивать судьбу этого офицера и попадается в собственную ловушку. В результате, умная дочь Жаннина пользуется случаем и заставляет отца благословить уже совершившийся брак.
Вопреки идеологическим перегибам в оценках изображения роли слуг в комедиях Гольдони [10], необходимо заметить, что драматург изображает и аристократов, и купцов, и ремесленников, и крестьян. Т.о. социальный фон представлен у него достаточно широко. Слуги же более свободны в своих проявлениях, чем скованные приличиями представители высших сословий. Слуги могут устроить судьбу госпожи или господина. Так, в комедии «Хитрая вдова» («La Vedova scaltra», 1748) служанка Марионетта помогает счастливо выйти замуж сестре главной героини Элеоноре. Часто комический эффект связан с путаницей поручений («Слуга двух господ», «Хитрая вдова»). Слуги не должны быть излишне болтливы. Донна Эулария из комедии «Благоразумная дама» («La dama prudente», 1751) отсылает в деревню служанку Коломбину за её несдержанность в высказываниях по поводу поведения господ. Но служанка может быть и главной героиней, предметом склонностей своего хозяина, как в комедии «Ловкая служанка» Арджентина в конце концов выходит замуж за почтенного Панталоне. В комедии «Синьор Тодеро-брюзга» брак служанки Чечилии с сыном управляющего Николетто даёт возможность разрешить главный конфликт и выдать Занетту, внучку купца Тодеро, за Менегетто. Пожалуй, больше всего в слугах Гольдони ценит не столько сообразительность и ловкость, сколько артистичность и умение разыгрывать других людей. Поэтому, по справедливому замечанию М.Л. Андреева, оживляя героя под маской, создавая человеческий характер, Гольдони часто учитывает амплуа слуг, набор жёстких характеристик Коломбины, Арлекина или Труффальдино, Бригеллы и т.д. [11] В комедиях Гольдони слуги свободны от жесткой парной повторяемости коллизии хозяев: влюблённая пара господ - влюблённые слуги. Этот приём можно заметить в комедии «Слуга двух господ», но, как правило, слуги проявляют себя в находчивых способах помочь хозяевам, или, напротив, путают поручения.
Сдержанное отношение к любви в комедиях Гольдони связано ещё и с семейной тематикой его комедий. Он стремится в комедиях показать истинную жизнь, а не маскарадную оболочку, явленную на улицах, где герои - праздно шатающиеся молодые люди, а героинями являются куртизанки. Гольдони показывает добродетельных людей. Он выводит не только представителей всех сословий, но и рассматривает семейные роли женщин и мужчин. В его комедиях есть жёны, невесты, невестки, свекрови, сестры, вдовы и девицы; мужья, братья, отцы, дяди, деды, друзья, поклонники-чичисбеи. И, возможно основные идеи века Разума проявляются у Гольдони в том, что почти каждая героиня определяет должное отношение к любви. Женщина низкого сословья должна твёрдо знать не только своё место в социальной иерархии, но и уметь заставить уважать своё достоинство, себя на этом месте. Трактирщица Мирандолина балансирует на грани приличий, кокетничая с кавалером Рипафраттой, но замуж она выходит за своего слугу Фабрицио и никому не позволяет обращаться с ней неуважительно. Но и женщина из благородного сословия должна думать о своём поведении. Как утверждает Розаура: «Вдова подвергается пересудам больше, чем любая другая женщина. Если я обнаружу расположение к вам - сколько будет разговоров». Благоразумная дама - донна Эулария заботится, чтобы излишняя ревность её мужа не стала предметом насмешек, ведь обычай, когда замужняя женщина должна иметь постоянных кавалеров-чичисбеев ставил даму в особое щекотливое положение, поэтому она говорит своим кавалерам: «Синьоры! За дамами можно ухаживать, но их нужно уважать. Скажу больше, им оказывают любезности, но их не оскорбляют. Дама, у которой есть муж, не может принимать ничего, кроме скромного, поучительного и благородного поклонения. Теперь в свете принято, что честная замужняя женщина может от одного поклонника принимать больше услуг, чем от остальных, но не допускается, чтобы поклонник мечтал завладеть её сердцем. Я охотно отказалась бы от этого сомнительного обычая и сказала бы, что у меня ревнивый муж, что он запрещает мне это, но дон Роберто - светский человек, он умеет жить, он знает как вести себя в обществе». Героиням приходится и завоёвывать своё место в жизни, и зарабатывать положительную репутацию. Разумеется, они борются за своё счастье. Эулария спасает репутацию ревнивого мужа, Розаура с помощью переодевания выясняет степень преданности своих кавалеров и выбирает своим мужем графа венецианца. В этой комедии через изображение влюблённых разных национальностей даются меткие характеристики разных менталитетов и обычаев. Показаны и привлекательные качества, и недостатки: поверхностное острословие француза, презрение к другим народам англичанина, самодовольную пышность в речах испанца: «Розаура: В наши дни Италия учит всех, как надо жить. Она заимствует всё хорошее у других народов и оставляет им всё дурное. Это даёт ей притягательную силу и заставляет всех хоть раз побывать у нас. Этот француз, быть может, и мог бы мне понравиться, если бы не был таким верченым. Я сильно подозреваю, что его словечки все заучены заранее, что в нем нет никакой искренности, и что он, в конце концов, окажется ещё более ненадёжным, чем англичанин. Тот не обещает любить меня за пределами Венеции. Боюсь, что этому очень скоро надоест любить меня и в Венеции». Француз посылает свой портрет в подарок: «Я уверен, что тонкость этих черт будет ей дороже, чем самые богатые сокровища мира». Испанец вручает донне Розауре в качестве подарка лист с изображением своего генеалогического древа и велит слуге Арлекину произнести: «Благороднейшая дама, созерцайте достославных предков дона Альваро, вашего будущего супруга, и радуйтесь, что вы будете иметь честь вступить в сонм знатнейших женщин Испании».
Поэтизируют венецианский быт такие комедии, как «Новая квартира» («La casa nova», 1760) и «Дачная лихорадка» («Le smanie per la villegiatura», 1761), входящая в так называемую «дачную трилогию» 1761 г. («Дачные приключения» - «Le avventure della villeggiatura», «Возвращение с дачи» - «Il ritorno della villegiatura»). Эти комедии можно тоже рассматривать как комедии среды, они воссоздают образ Венеции, с её улицами, каналами, домами, обычаями. Страсть к нарядам у венецианок занимает важное место в жизни. Венеция - огромное зеркало, в котором каждая женщина хочет видеть себя прекрасной. Но притом, что в этих комедиях нет одного главного героя, а рассматриваются ситуации многих персонажей, каждый наделён убедительным интересным характером. В комедии «Новая квартира» осуждается расточительность и легкомыслие Чечилии - молодой жены горожанина Андзолетто. Положительным центром и героем, определяющим нравственные ценности, является Кристофоло - дядя Андзолетто. Причиной ошибок Андзолетто становится его сильная любовь к Чечилии, толкающая его на безрассудные поступки, а раскаяние этой, весьма зловредной героини, воспринимается и как выход из всех создавшихся трудностей и как deus ex machina: «Чечилия: Раз я была причиной разорения, хорошо, что я сумела хоть немного поправить дело. Одной из многих глупостей, произошедших по моей вине, была эта новая квартира» [12]. Возможно, такое поведение героини двусмысленно, поскольку её раскаяние тесно соседствует с выгодой от помощи доброго благородного дядюшки. Расточительность и жизнь не по средствам - главная тема комедии «Дачная лихорадка». Хотя речь идёт об отъезде из Ливорно в Монтенеро, тема связана с венецианской страстью к дачной жизни и невероятной расточительностью этой жизни, когда за месяц проживали годовые запасы. Герои комедии - горожане: Филиппо и его дочь Джачинта, Леонардо и его сестра Виттория. Гольдони в своём творчестве рассматривает многочисленные варианты семейных отношений, в частности отца и дочери, и в этой комедии перед нами безвольный отец и самоуверенная, быстрая на язык дочь. Развлечения и стремления сохранить свободу для неё важнее глубоких чувств. Она позволяет себе весьма эгоистичные поступки, причиняющие боль её жениху, а служанка Бриджида говорит, что Джачинта «очень мало любит сеньора Леонардо, и что это не настоящая любовь». В центре внимания двух девушек Джачинты и Виттории не чувства молодых людей, а модные платья и поездка на дачу, где будет очень весело.
Обычно в финале комедии Гольдони звучит вывод о том, как должно себя вести, содержащий раскаяние персонажей, восстанавливающих мир и разумное существование в социуме. Например, Феличе в финале комедии «Самодуры» говорит: «Девушка невинна, молодой человек безупречен, а мы женщины достойны уважения». Такой вывод подчёркивает классицистические установки драматурга на должное поведение героев, которые подчиняют правдоподобие и картину «реальных событий из жизни людей» прекрасному гармоничному театральному образу.
 

Литература

1. См. подробнее: Реизов Б.Г. Карло Гольдони. - Л. - М., 1957.

2. Муратов П.П. Образы Италии. - М., 1994. - С. 22-23.

3. См.: Дживелегов А.К. Примечания // Гольдони К. Сочинения: В 4 т. - Т. 2: Комедии. - М., 1997. - С. 463-464.

4. Binni W. Classicismo e neoclassicismo nella letteratura del settecento. - Firenze, 1963. - P. 240.

5. Гольдони К. Избранное: В 2-х т. - М., 1959. - Т. 2. - С. 11.

6. Муратов П.П. Образы Италии..., c. 23.

7. Андреев М.Л. Комедии Гольдони: Опыт формальной классификации. - М., 1997. - С. 31.

8. Гольдони К. Комедии…, т. 1, с. 403-404.

9. Гольдони К. Комедии…, т. 1, с. 409.

10. См.: Реизов Б.Г. Карло Гольдони…

11. Андреев М.Л. Комедии Гольдони…, с. 7.

12. Гольдони К. Комедии…, т. 2, с. 216.


Источник текста - Французская литература XVII-XVIII вв. Сайт Натальи Пахсарьян.