А. В. Белоусов
АХИЛЛ И АМАЗОНКИ НА БЕЛОМ ОСТРОВЕ
(Индоевропейское языкознание и классическая филология - XI (чтения памяти И. М. Тронского). - СПб., 2007. - С. 15-20)
Примечания
1. А там, по словам Арриана (PPE 32), много было всего: καὶ γὰρ καὶ ἄλλα πολλὰ ἀναθήματα ἀνάκειται ἐν τῷ νεῷ, φιάλαι καὶ δακτύλιοι καὶ λίθοι τῶν πολυτελεστέρων· ταῦτα ξύμπαντα χαριστήρια τῷ ᾿Αχιλλεῖ. καὶ ἀνάκειται καὶ ἐπιγράμματα, τὰ μὲν ῾Ρωμαϊκῶς τὰ δὲ ῾Ελληνικῶς πεποιημένα ἐν ἄλλῳ καὶ ἄλλῳ μέτρῳ, ἔπαινοι τοῦ ᾿Αχιλλέως, ἔστιν δὲ ἃ καὶ τοῦ Πατρόκλου.
2. См. В. Я. Пропп. Фольклор и действительность // Русская литература 37 (1963). C. 66.
3. С. Б. Охотников, А. С. Островерхов. Святилище Ахилла на острове Левке (Змеином). Киев, 1993. C. 77.
4. См. M. I. Rostovtseff. Iranians and Greeks in South Russia. Oxford, 1927. P. 81. См. также И. Ю. Шауб. Амазонки на Боспоре // Скифия и Боспор. Новочеркасск, 1989. C. 81 и F. M. Bennet. Religious Cults Associated with the Amazons. N.Y., 1912. P. 17-29.
5. Вообще обзор источников об Амазонках см. у J. Toepffer. Amazones // RE, I Bd., 2 Hbb. Sp. 1754-1771.
6. И. Ю. Шауб. Ахилл - бог древнего Причерноморья // Новый часовой, 2002, № 13-14. C. 84.
7. О культовой семантике коня см. Д. Н. Анучин. Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда // Древности. Труды Московского археологического общества, т. XIV, 1890; Neglein J. Das Pferd im Seelenglauben und Totenkult // Zeitschrift des Vereins für Volkskunde, Bd. 1, 1901; Neglein J. Das Pferd im arischen Altertum. Königsberg, 1909; Malten L. Das Pferd im Totenglauben // Jahrbuch des keiserlichen deutschen archäologischen Instituts, XXIX, 1914. S. 17-256; Howey M. O. The horse in magic and myth. London, 1923; Худяков М. Г. Культ коня в Прикамьи // Из истории докапиталистических формаций: Сборник статей к 45-летию научной деятельности Н. Я. Марра. М.-Л., 1933; Benoit F. L’héroisation equestre // Publication des Annales de la Faculté des Lettres. Aix-en-Provence, Nouvelle serie, № 7, Édition Ophrys, 1954. P. 146, tab. XXVII, pp. 58-67.; Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2002. C. 142-152; Иванов Вяч. Вс. Конь // Мифы народов мира. М, 1980, I. C. 666; Ivanov V. V. Comparative Notes on Hurro-Urartian, Northern Caucasian and Indo-European // UCLA Indo-European Studies, 1999. Vol. 1. P. 147-264 и др..
8. См. PY An 1281. Ventris M., Chadwick J. Documents in Mycenaean Greek, 2nd ed., Cambr., 1973. P. 483, 548; Lejeune M. Mémoirs de philologie mycénienne. Première série, Paris, 1958; Ivanov V. V. Comparative Notes on Hurro-Urartian, Northern Caucasian and Indo-European // UCLA Indo-European Studies, 1999. Vol. 1. P. 204.
9. См. И. Ю. Шауб. Культ Великой богини у местного населения Северного Причерноморья // Stratum plus 3 (1999) (с библиографией).
10. Rostowzew M. Fische als Pferdeschmuck // Opuscula archaeologia O. Montelio dicata. Stockholm, 1913. S. 223-232.
11. См. В. Б. Ковалевская. Конь и всадник. Пути и судьбы. М., 1977. C. 19. Собака, кстати, говоря, также связана в Причерноморье с культом Великой богини - см. И. Ю. Шауб. Ук. соч.
12. М. И. Артамонов. Сокровища скифских курганов. Л.-Прага, 1996. Табл. 331 См. также: Ю. А. Виноградов. «Там закололся Митридат…». Военная история Боспора Киммерийского в доримскую эпоху (VI-I вв. до н. э.). СПб, 2004. С. 128-129, рис. 38. 2.
14. И. Ю. Шауб. Амазонки на Боспоре // Скифия и Боспор. Новочеркасск, 1989. C. 85.
15. Хотя вообще в мифологии Ахилла есть эпизод, когда он, спасаемый Фетидой от участия в Троянской войне, пребывает на острове Скиросе среди дочерей Ликомеда. Об этом см. Hyg. fab. 96; Stat. Achil. 207; Bion. II. 5; Apoll. III. 13. 8; Schol. Il. IX. 668; Paus. I. 22. 6. Его пребывание на Скиросе под видом одной из дочерей Ликомеда очень напоминает рассказы Геродота и Гиппократа о скифских энареях, служителях Богини (Hdt. I. 105; IV. 67; Hipp. De aeris. 22). Впрочем Филострат рационализирует эту легенду на свой лад (46. 2-4).
16. Е. В. Мавлеев. Амазонки в Этрурии // Искусство и религия. Л., 1981. C. 17-18.
17. В. В. Латышев. Очерк греческих древностей. Часть 2. Богослужебные и сценические древности. Издание 2-е, исправленное. СПб., 1899. C. 86. См. также M. Nilsson. Geschichte der griechischen Religion. Münich, 1941, Bd. I. S. 220, Anm. 3.
18. Ахилл, как и Посейдон, является повелителем лошадей, что наглядно показано в предании о нападении Амазонок. В Илиаде его лошади наделены божественной природой (Il. XVI. 145-154), он единственный из Гомеровских героев, кто может даже разговаривать с лошадьми. Павсаний сообщает, что Фарсальцы поставили конную статую Ахилла, «рядом с которым бежит Патрокл» (Paus. X. 13. 5). В Ольвии, на Тендровской косе, проводился конный агон в честь Ахилла. В одном письме-граффито из Ольвии упоминается об отлове на Гилее белых лошадей (см. А. С. Русяева. Эпиграфические памятники // Культура населения Ольвии и её округи в архаическое время. Киев, 1987. C. 147), видимо для целей жертвоприношения (но именно для 'ενάγισμα, для которого использовали лошадь именно белой масти).
19. См., напр., М. И. Артамонов. Антропоморфные божества в религии скифов // Археологический сборник Государственного Эрмитажа 2 (1961). C. 77; В. Д. Блаватский. Воздействие античной культуры на страны Северного Причерноморья // СА 4 (1964). C. 18-19; М. Ф. Болтенко. Herodoteanea // МАСП, 1962. C. 13-32.