Е. К. Ромодановская
К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ДЕЛОВОЙ ФОРМЫ В ЛИТЕРАТУРНЫХ СОЧИНЕНИЯХ
(Литература и документ. - Новосибирск, 2011. - С. 5-15)
* * *
* * *
* * *
* * *
Примечания
1. Волков С. С. Лексика русских челобитных XVII века: формуляр, традиционные этикетные и стилевые средства. Л., 1974. С. 24.
5. Волков С. С. Лексика русских челобитных... С. 25.
6. Лихачев Д.С. Иван Пересветов и его литературная современность // Сочинения И. Пересветова / Подгот. текст А. А. Зимин. Под ред. Д. С. Лихачева. М.; Л., 1956. С. 52.
7. Лурье Я. С. Пересветов Иван Семенович // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.). Л., 1989. Ч. 2. С. 180.
8. Сочинения И. Пересветова / Подгот. текст А. А. Зимин. Под ред. Д. С. Лихачева. М.; Л., 1956. С. 162. Далее ссылки на это издание в скобках в тексте.
9. Волков С. С. Лексика русских челобитных… С. 26.
10. Лурье Я. С. Пересветов Иван Семенович. С. 179.
11. Обычному началу челобитной здесь предшествует текст, начинающийся словами: «Мудрости греческих философов и латынских дохтуров…». Этот текст присутствует в том или ином виде во всех вариантах Большой челобитной (с. 308). По предположению Я. С. Лурье, такое вступление, существовавшее отдельно, было на какой-то стадии приставлено к тексту, притом не только Большой челобитной, но и всего сборника пересветовских сочинений (с. 308-309).
12. Лихачев Д. С. Иван Пересветов... С. 52-53. Курсив мой. - Е.Р.
13. Лурье Я. С. Пересветов Иван Семенович. С. 180.
14. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв.: эпохи и стили. Л., 1973. С. 129.
15. См.: Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - 1-я половина XVI в. М., 1984. С. 502-507.
16. См.: Лурье Я. С. Новые списки «Царева государева послания во все его Российское царство» // ТОДРЛ. М.; Л., 1954. Т. 10. С. 305-309.
17. См., например, статью С. К. Севастьяновой в настоящем сборнике.
18. Лихачев Д. С. Иван Пересветов… С. 54.
19. Каган М. Д. «Повесть о двух посольствах» - легендарно-политическое произведение начала XVII в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1955. Т. 11. С. 230.
20. Каган М. Д. «Повесть о двух посольствах» - легендарно-политическое произведение начала XVII в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1955. Т. 11. С. 230. Курсив мой. - Е. Р.
21. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы… С. 131. Курсив мой. - Е. Р.
22. См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). СПб., 1993. Ч. 2. С. 218-231.
23. Каган М. Д. Легендарная переписка Ивана Грозного с турецким султаном как литературный памятник первой четверти XVII в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1957. Т. 13. С. 251.
24. Каган М. Д. Легендарный цикл грамот турецкого султана к европейским государям - публицистическое произведение второй половины XVII в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 247.
25. Каган М. Д. Легендарный цикл грамот турецкого султана к европейским государям - публицистическое произведение второй половины XVII в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 248.
26. Каган М. Д. Легендарная переписка Ивана Грозного… С. 266-267.
28. Waugh D. C. The Great Turkes Deflans: On the History of the Apocryphal Correspondence of the Ottoman Sultan in the Muscovite and Russian Variants. Columbus, Ohlo, 1978.
29. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). СПб., 1993. Ч. 2. С. 219.
30. См.: Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. Л., 1984. С. 41.
31. См.: Ромодановская Е. К. Русская литература на пороге Нового времени: Пути формирования русской беллетристики переходного периода. Новосибирск, 1994.
32. Белоброва О. А. Житие Анны Кашинской // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVIII в.). СПб., 1992. Ч. 1. С. 330-331.
33. Она характерна для житий Василия Мангазейского, Симеона Верхотурского, Иоанна и Логгина Яренгских, Петра Черевковского, Евфимия Архангелогородского.
34. См. подробнее: Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О некоторых особенностях сибирской и северно-русской агиографии // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 143-159.
35. Отписка, как и челобитная, направлена «снизу» вышестоящим органам (см.: Источниковедение истории СССР / Под ред. И. Д. Ковальченко. М., 1981. С. 108-109). В данном случае, по-видимому, текст создается для сообщения о случившемся по инстанциям, прежде всего духовным, которые проверяют подлинность чудес.
36. Крушельницкая Е. В. Сказание о Евфимии Архангелогородском // Рукописные памятники: Публикации и исследования. СПб., 1997. Вып. 4. С. 114.
37. Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII. в. / Изд. подготовили Е. К. Ромодановская и О. Д. Журавель. Новосибирск, 2001. С. 345.
38. Источниковедение истории СССР. С. 115. Курсив мой. - Е. Р.
39. Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 223-225.
40. Крушельницкая Е. В. Сказание о Евфимии Архангелогородском. С. 126, 129, 133.
41. Панченко О.В. «Сказание о чудесах и явлениях преподобного отца Сумского нового чудотворца» // Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 480, 481.
42. См. подробно: Ромодановская Е. К. Рассказы сибирских крестьян о видениях. (К вопросу о генезисе жанра видений) // ТОДРЛ. Т. 49. СПб., 1996. С. 141-156.
43. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 354-374.
44. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 201.
45. Новиков В. Книга о пародии. М., 1989. С. 6.
46. См. подробнее: Ромодановская Е. К. Русская литература на пороге Нового времени… С. 165-180.