Е. Н. Проскурина
СЛАГАЕМЫЕ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ В ДНЕВНИКАХ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА
(Критика и семиотика. - Вып. 13. - Новосибирск - М., 2009. - С. 69-85)
Примечания
1. Савкина И. Разговоры с зеркалом и зазеркальем. Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины ХIХ века. М., 2007. С. 225.
2. Шмеман А., прот. Дневники. 1973-1983. М., 2005. С. 74. Далее страницы указываются в скобках после цитаты.
3. Шмеман С. Предисловие // Шмеман А., прот. Дневники. С. 5.
4. Схожая тенденция наметилась в свое время
у П. Флоренского, построившего свой фундаментальный труд «Столп и утверждение
Истины» в жанре писем к умершим: другу, Старцу: «Мой кроткий мой ясный!
Холодом, грустью и одиночеством дохнула на меня наша сводчатая комната, когда
я в первый раз после поездки открыл дверь в нее.
Теперь, - увы!, - я вошел в нее уже один, без тебя» (Флоренский П. Столп и
утверждение Истины. Опыт православной теодицеи. М., 2005. С. 37), в чем видится
скрытая форма автособеседования: «…я пишу и буду писать тебе - больше ради
себя, нежели ради тебя» (Там же. С. 82).
5. См. подробно: Митрополит Антоний (Храповицкий). О Пушкине. М., 1991. С. 25.
6. Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе или минуты духовного отрезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Т. 1. СПб., 1893. С. 1.
7. Исповедь Блаженного Августина, епископа Иппонского // Богословские труды, сб. 19. М., 1979. С. 71.
8. Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 1. С. 2.
10. Шмеман Александр, прот. Воскресные беседы. М., 1993. С. 8. Разрядка автора - Е.П.
11. Сборник «Воскресных бесед» собран на основе воскресных проповедей о. Александра на радио «Свобода», а не из его церковных проповедей, что показательно само по себе.
12. Шмеман Александр, прот. Воскресные беседы. С. 7.
13. Н.А. Мотовилов - богатый помещик, исцеленный старцем от тяжелой болезни и проведший всю свою жизнь рядом с ним. Беседы преп. Серафима с Мотовиловым касаются путей стяжания Святого Духа. См.: Преподобный Серафим Саровский. Мюнхен-Москва, 1993. С. 165-194.
14. Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992. С. 11.
15. Цветаева М. Об искусстве. М., 1991. С. 41-42.
16. Флоренский П. Из богословского наследия // Богословские труды. Т. XYII. М., 1977. С. 106.
17. Данная запись, как и многие другие, позволяет говорить о дневниках о. Шмемана как своеобразном черновике его богословских трудов. Так, ее развитие можно найти в его книге «Евхаристия. Таинство Царства», завершенной им за месяц до смерти, в ноябре 1983 г.: «Литургическое благочестие стало предельно индивидуалистическим, о чем красноречивее всего свидетельствует современная практика причащения, подчиненная до конца «духовным нуждам» отдельных верующих. <…> Таким образом… совершилась постепенно своеобразная «редукция» Евхаристии, сужение ее первоначального смысла <…> как «таинства собрания»…» (Шмеман А, прот. Евхаристия. Таинство Царства. С. 8-9).
18. Д.М. Панин - инженер-конструктор, писатель, философ, узник сталинских лагерей, вместе с Солженицыным отбывавший срок на «шарашке». Он послужил прототипом героя романа «В круге первом» Дмитрия Сологдина. См.: Указатель имен // Шмеман А. Дневники. С. 692.
19. Набоков В. Собр. соч.: В 4-х тт. М., 1990. Т. 4. С. 135.
20. Наиболее точно выразил суть набоковского творчества Г. Газданов, современник и литературный соперник писателя, в своей статье «О молодой эмигрантской литературе» (1936): «Я выделил Сирина. Но он оказался возможен только в силу особенности, чрезвычайно редкого вида его дарования - писателя, существующего вне среды, вне страны, вне всего остального мира. <…> Но ему будет не о чем ни говорить, ни спорить с современниками; он будет идеально и страшно один» (Библиотека русской критики. Критика русского зарубежья. Ч. 2. М., 2002. С. 276-278. Курсив мой - Е.П.). Эта мысль и сегодня во многом звучит, как «одинокий голос из хора».
21. Набоков В. Указ. соч. С. 136.
22. Эпштейн М. Слово и молчание. Метафизика русской литературы. М., 2006. С. 30.
23. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 205.
25. Епископ Илларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. СПб., 2006. С. 72.
28. Митр. Трифон (Туркестанов). Акафист «Слава Богу за все». СПб., 2002. С. 4.