А. И. Федута
ТИПЫ И ПРОТОТИПЫ
(Письма прошедшего времени. Материалы к истории литературы и литературного быта Российской империи. - Минск, 2009. - С. 142-150)
1. Представление с Кукольником
2. Страшная месть князя Волконского
Литература
1. ОР РНБ, ф. 707 ед. хр. 49 л. 2 об.
2. См. об этом: Савкина И. Разговоры с зеркалом и зазеркальем: Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. М.: НЛО, 2007. С. 325.
3. Цит. по: Рахманный <Веревкин Н. Н.> Катенька // Библиотека для чтения. 1837. С. 114–115 (шестой пагинации).
4. Рахманный <Веревкин Н. Н.> Катенька // Библиотека для чтения. 1837. Т. 25. С. 115 (шестой пагинации).
5. Подробно о литературной деятельности П. В. Кукольника см.: Лавринец П. М. Русская литература Литвы: XIX - первая половина ХХ века. Вильнюс: ВГУ, 1999. С. 27–37.
6. Цит. по: Пеликан А. А. Во второй половине XIX века. Студенческие годы // Голос Минувшего. 1915. № 1. С. 159–160.
7. См. Рахманный <Веревкин Н. Н.> Женщина-писательница // Библиотека для чтения. 1837. Т. 23. С. 17–131.
8. См.: Русская театральная пародия XIX - начала ХХ века. М.: Искусство, 1976. С. 523–531.
9. Цит. по: Волконский М. Н. Ищите и найдете // Волконский М. Н. Избранные произведения: В 6 т. Т. 6. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. С. 136.
11. И не только. Д. П. Ивинский публикует и черновые заметки Вяземского, продиктованные им по поводу очерка Пшецлавского о Новосильцове. См.: Ивинский Д. П. «Я уверен, что Сумбурнашев никогда не вел дневника…»: Из полемических заметок кн. П. А. Вяземского // Ивинский Д. П. О Пушкине. М.: Интрада, 2005. С. 213–236.
12. Это недоверие к Пшецлавскому как мемуаристу перекочевало и к исследователям литературы. Как справедливо отмечает Д. П. Ивинский, «кажется, только Н. А. Тархова (в “Летописи жизни и творчества А. С. Пушкина”. - А. Ф.) решилась взглянуть на воспоминания Пржецлавского непредвзято». См.: Ивинский Д. П. Пушкин и Каролина Собаньская: Две заметки // Ивинский Д. П. О Пушкине. М.: Интрада, 2005. С. 207.
13. См.: Русские писатели. 1800–1917. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 471.
14. Впрочем, не исключено, что вся сюжетная линия, связанная с гипнозом, могла появиться в романе Волконского под влиянием романов А. Дюма из цикла о Жозефе Бальзамо (графе Калиостро): как раз в то время, когда Волконский создает значительную часть своих «исторических» произведений, известный издатель П. П. Сойкин выпускает в свет пятидесятитомное собрание сочинений французского писателя.
15. Bobrowski T. Pamiętnik mojego życia. T. 1. Warszawa: PIW, 1979. S. 463 (перевод Ю. В. Чайникова).