О. Е. Баланчук
ЭПИЧЕСКАЯ ДИЛОГИЯ XIX ВЕКА: СПЕЦИФИКА БЫТОВАНИЯ
(Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2012. - № 3 (1). - С. 376-380)
Примечания
1. Наиболее полно проблема типологии цикла
представлена в работе Л.Е. Ляпиной «Циклизация в русской литературе XIX века»,
в которой исследовательница, опираясь на предшествующий научный опыт, выделила
шесть «апробированных («работающих»)» классификаций:
1) по степени авторского участия (авторские - неавторские);
2) по истории создания (априорно задуманные как циклы, сложившиеся после создания
составляющих цикл произведений);
3) по особенностям речевой структуры (стихотворные, прозаические);
4) по текстовой специфике (текст, раздел, книга);
5) по жанру (элегические, очерковые);
6) по родовой принадлежности (лирические, эпические, драматические).
2. Под термином «полилогия» (poly - много; logos - слово), или «полилогическое образование», понимается многотекстовое явление, объединяющее два и более произведения на уровнях сюжетно-композиционной организации, идейно-тематического содержания, образной системы и пространственно-временной организации. Вариантами полилогических образований являются дилогии, трилогии, тетралогии, пенталогии и т. д.
3. Как известно, основной причиной создания вторых частей «Семейной хроники» С. Аксакова и романа «Иван Выжигин» Ф. Булгарина стал их безусловный коммерческий успех, результатом которого и явилось появление менее успешных романов-продолжений «Детские годы Багрова-внука» и «Петр Иванович Выжигин».
4. Примерами этого являются романные дилогии В.П. Авенариуса «Бродящие силы» (1867) и В.В. Крестовского «Кровавый пуф» (1875); явную полемическую направленность также имеют романы П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» (1875) и «На горах» (1881) и Вс. Соловьева «Волхвы» (1889) и «Великий розенкрейцер» (1890).
Список литературы
1. Мельников Н.Г. Массовая литература // Русская словесность.
1998. № 5. С. 6-12.
2. Гроссман Л. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1963. 544 с.
3. Дибелиус В. Морфология романа // Проблемы литературной формы. М., 2007.
С. 105-135.
4. Минералов Ю.И., Минералова И.Г. История русской литературы XIX века (70-90-е
годы): Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2006. 487 с.
5. Измайлов А.А. Граф Салиас. Романист «на покое» // Измайлов А.А. Литературный
Олимп. Характеристики, встречи, портреты, автографы. М., 1911. С. 417-455.