Н. И. Толстой
ПРОБЛЕМА РЕКОНСТРУКЦИИ ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
(Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - М., 1995. - С. 41-60)
Примечания
1. В 1Я68 г. это положение было сформулировано следующим образом: "Нынешний славянский диалектный ландшафт в отношении многих явлений представляет собой нечто ироде развернутой в пространстве диахронии, в которой временная последовательность развития систем или их фрагментов манифестируется в территориальной проекции" [Толстой 1968, с. 342].
2. В этом отношении показательна дискуссия в секции фольклора на IX Международном съезде славистов в Киеве (1983), посвященная проблеме вариантов.
4. Влияние ислама в общеславянском масштабе было не столь значительным и сравнительно поздним. То же можно сказать и о протестантизме.
5. Со времени официального признания христианства в Византии (325) до времени его официального принятия на Руси (988) прошло шесть с половиной веков (почти такое же либо несколько меньшее или большее временное расстояние можно вычислить и для других славян), разделение церквей (1054) произошло вскоре после крещения Руси. В Византии на Востоке, так же как и на Западе за шесть (пять) веков, прошедших до христианизации славян, выработалось твое "двоеверие" с христианством и антихристианством или ахристианством (т. е. мирским, противопоставленным христианству мировосприятием, но уживающимся с ним в бытовом, а иногда и в идеологическом плане). Восприятие на Руси и у других славян византийской (или западноевропейской) культуры не было односторонним, исключительно церковным, ибо вместе с христианством усваивались и светские (в том числе и "антихристианские" элементы). Правда, были и периоды, когда в культурных контактах в результате обоюдного стремления полностью превалировало церковное влияние. На Руси и у других славян такое импортное "антихристианство" соприкасалось и сливалось со своим национальным "антихристианством", со своим язычеством и вместе с ним противопоставлялось христианству. Таково в самых общих и потому грубо обобщенных чертах происхождение "троеверия". которое потом подкреплялось другими "книжными" и ахристианскими веяниями и наслоениями.
Литература
Вакарелски 1929 - Х. Вакарелки. Из веществената култура на
българите. I: Рала // Известия на Этнографски музей в София. София, 1929,
т. 8/9, с. 95-108.
Виноградова 1989 - Л. Н. Виноградова. Фольклор как источник для реконструкции
древней славянской духовной культуры // СБФ. 1989, с. 101-121.
СБФ 1986 - Славянский и балканский фольклор. М., 1986.
Седов 1979 - В. В. Седов. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
Соколов 1941 - Ю. М. Соколов. Русский фольклор. М., 1941.
Терновская 1975 - О. А. Терновская. Понятие диалекта и принципы классификации
славянских диалектов // ССл, 1975, № 5, с. 47-58.
Толстой 1968 - Н. И. Толстой. Некоторые проблемы сравнительной славянской
семасиологии // Славянское языкознание. VI. Международный съезд славистов.
Доклады советской делегации. М., 1968, с. 339-365.
Толстой 1974 - Н. И. Толстой. Из заметок по славянской демонологии. I. Откуда
демоны разные? // Σημειωτική. Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичныма моделирующим
системам. I (5). Тарту, 1974, с. 27-32.
Толстой 1977б - Н. И. Толстой. О соотношении центрального и маргинальных ареалов
в современной Славии // Ареальные исследования в языкознании и этнографии.
М., 1977, с. 37-56.
Толстой 1979 - Н. И. Толстой. Этногенетический аспект исследования древней
славянской духовной культуры // Комплексы проблемы истории и культуры народов
Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1979, с. 17-26.
Толстой 1982а - Н. И. Толстой. Некоторые проблемы и перспективы славянской
и общей этнолингвистики // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. М.,
1982, т. 60, № 5, с. 397-405.
Толстые 1984 - С. М. Толстая, Н. И. Толстой. Теоретические проблемы реконструкции
древнейшей славянской духовной культуры. Ответы на вопросы // СЭ, 1984, №
4, с. 74-79.
Шахматов 1916 - А. А. Шахматов. Введение в курс истории русского языка. Пг.,
1916.
Bratanić 1939 - B. Bratanić. Oraće sprave u Hrvata. Oblice, nazivlje, raširenje. Zagreb, 1939.
Bratanić 1951 - B. Bratanić. Uz problem useljenja Južnih slavena // Zbornik radova Filološkog fakulteta Sveučilišta u Zagrebu. Zagreb, 1951, s. 221-250.
Freudenreich 1958 - A. Freudenreich. Narod gradi. Razlikovahja umjetnog od narodnog graditjelstva // Рад конгреса фолклориста Jугославиjе у Заjечару и Неготину. 1958. Београд, 1960, с. 282-286.
Gavazzi 1978 - M. Gavazzi. Areali tradicijske kulture Jugostočne Evrope // M. Gavazzi. Vrela i sudbine narodnich tradicija. Kroz prostore, vremena i ludje. Etnološke studuje i prilozi. Zagreb, 1978, s. 184-194.
Krstić 1984 - B. Krstić. Index motiva narodnich pesama balkanskih Slovena. Beograd, 1984.
Popowska-Taborska 1986 - H. Popowska-Taborska. Problematyka centrum i periferii obszaru etnycznego w
świetle archaizmów i innowacji dialekaltnych (na podstawie analizy obszaru polskiego) // Acta Univ. Lodz. Folia ling., 1968, vol. 12, s. 171-180.