НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СОХРАНЕНИЮ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУРЫ ФИННО-УГРОВ РОССИИ
(Финно-угорский мир. - № 3/4 (12/13). - Саранск, 2012. - С. 13-19)
В последние годы наблюдается стабилизация общей численности россиян при продолжающихся
изменениях в национальном составе населения: удельный вес и численность одних
народов идет на убыль, а других ускоренно растет. Об этих изменениях свидетельствуют
представленные в табл. 1 данные о динамике численности некоторых народов России,
популяция каждого из которых превышает 50 тыс. чел., по результатам трех последних
переписей населения страны в 1989, 2002 и 2010 гг.
В приведенной таблице выделены четыре самые крупные языковые группы народов
России (их численность в 2010 г. составляла 95 % ее населения) и в отдельную
группу объединены другие народы. За рассматриваемый период отмечено сокращение
численности народов только двух языковых групп - финно-угорских и славянских.
Самое существенное сокращение коснулось евреев, украинцев и белорусов. Но если
у них оно произошло в результате эмиграции, то у русских - за счет естественной
убыли, которую за эти годы не смог компенсировать даже многомиллионный миграционный
прирост.
Таблица 1 Динамика численности народов четырех языковых групп
Российской Федерации с 1989 по 2010 г. (более 50 тыс. чел.)
Народы
Год переписи населения
2010 к 1989 г.,
прирост (+) / убыль (-)
1989
2002
2010
Разница
%
Славянские, всего
119 865 946
119 640 038
113 466 327
-11 968 713
-9,5
В том числе:
русские
119 865 946
115 889 107
111 016 896
-8 849 050
-7,4
Финно-угорские, всего
3 039 969
2 596 539
2 227 647
-812 322
-26,7
В том числе:
мордва
1 072 939
843 350
744 237
-328 702
-30,6
удмурты
714 833
636 906
552 299
-162 534
-22,7
марийцы
643 698
604 298
547 605
-96 093
-14,9
коми
336 309
293 406
228 235
-108 074
-32,1
коми-пермяки
147 269
125 235
94 456
-52 813
-35,8
карелы
124 921
93 344
60 815
-64 106
-51,3
Тюркские, всего
11 035 732
11 964 624
11 833 244
+797 512
+7,2
Нахско-дагестанские, всего
2 468 533
3 797 763
4 176 381
+1 707 848
+69,1
Другие, всего
2 868 027
3 647 264
3 712 779
+844 752
+29,4
Сокращение численности русских составило почти 9 млн. чел., а с учетом миграционного
прироста, который, по некоторым оценкам, достиг примерно 7 млн чел., их убыль
выразится числом в 16 млн. Быстрое таяние численности русских не может не вызывать
тревогу и требует принятия неотложных и эффективных мер по приостановке их депопуляции.
Совершенно противоположная картина наблюдается у таких языковых групп народов,
как тюркские и нахско-дагестанские, как, впрочем, и у большинства народов, объединенных
в таблице в группу «другие». Представителей тюркской языковой группы стало больше
на 7,2 %. Незначительный их прирост объясняется прежде всего сокращением численности
чувашей (на 19,0 %), татар (на 3,8 %), а также хакасов. В настоящее время в
России азербайджанцев больше, чем удмуртов, турков больше, чем коми-пермяков,
киргизов больше, чем карелов и т. д. В 1989 г. соотношение популяций этих народов
было обратным [1].
Таким образом, в России убывает численность славянских, финно-угорских народов,
татар и чувашей, т. е. тех народов, которые веками жили на этих землях, прошли
через суровые испытания и обрели понимание общности судеб, создавали и защищали
единую для них родину - Россию.
В наибольшей степени депопуляция коснулась финно-угорской языковой группы:
она достигла 26,7 %.
С 1926 по 2010 г. шло постоянное сокращение численности мордвы, карелов, коми-пермяков,
вепсов и ижоры. В 1989 г. началось сокращение численности всех финно-угорских
народов, кроме хантов и манси.
В зоне наибольшей опасности находятся ижора, саамы и вепсы, несмотря на наличие
у них статуса малочисленных народов России.
Государственными деятелями и учеными сказано и написано много ярких и убедительных
слов о необходимости бережного отношения к языкам, которые, независимо от ареала
их применения, представляют собой величайшее и неповторимое достояние человечества.
Но, несмотря на исследования и публикации ученых, усилия международных, национальных
и региональных общественных организаций, решения правительств и парламентов,
непрекращающуюся риторику чиновников и политиков, принятие федеральных и региональных
целевых программ, проблема сохранения языков российских финно-угров из года
в год становится все более актуальной, так как происходит угрожающее сокращение
численности их носителей.
Данные табл. 1 отражают не только ретроспективную картину, но и мрачную перспективу
для многих народов, если не будет проводиться эффективная этнокультурная политика
федерального центра и региональных властей. За постсоветский период общая численность
финно-угров уменьшилась более чем на четверть. Представителей двух народов (карелов
и вепсов) стало в два раза меньше. Численность четырех народов (ижоры, коми-пермяков,
коми и мордвы) сократилась на 30-40 %. При таких темпах депопуляции существует
реальная угроза их исчезновения. Как было отмечено, сокращается, правда не такими
высокими темпами, численность и русского народа, что также вызывает тревогу
и угрожает стабильности в обществе. Многие противники кардинальных мер по сохранению
вымира-ющих народов спекулируют этим, успокоительно утверждая, что сокращается
численность не только финно-угров и русских, но и многих народов Европы. Это
подобно отказу больному в лечении из-за того, что его брат тоже болен. Утверждающему
такое чиновнику или обывателю абсолютно безразличны судьбы народов, они не способны
и не желают предпринимать какие-то серьезные, действенные, а не имитационные
шаги по сохранению как русского, так и финно-угорских народов.
При существующих темпах снижения численности народов все финно-угорские языки
попадают в разряд тех, над которыми нависла угроза исчезновения, что свидетельствует
об отсутствии в стране научно обоснованной, последовательно реализуемой эффективной
федеральной и региональной языковой политики по отношению к ним. На этом фоне
цинично звучат бодрые, наполненные оптимизмом выступления некоторых руководителей
общественных организаций и правительственных чиновников, рапортующих о своей
огромной, ответственной и успешной работе по этнокультурному развитию финно-угорских
народов.
По предложенной ЮНЕСКО шкале современное состояние финно-угорских языков в
России по степени сохранения позволяет отнести их к категориям исчезающих (вымирающих)
и неблагополучных языков.
Причины сокращения численности финно-угорских народов не являются уникальными,
они те же, что и у других исчезающих народов: низкая рождаемость, высокая смертность,
миграция и ассимиляция. Показатели рождаемости и смертности финно-угорских народов
России мало отличаются от аналогичных показателей других российских народов
(исключая народы Северного Кавказа, у которых наивысшие в стране показатели
рождаемости) и в целом среднероссийских данных. Тем не менее отмечаются существенные
различия в показателях рождаемости и смертности внутри финно-угорских национально-территориальных
образований, о чем свидетельствуют данные табл. 2.
Только в Ханты-Мансийском автономном округе, где самый высокий коэффициент
рождаемости и самый низкий коэффициент смертности, наблюдается естественный
прирост населения. В представленном перечне регионов самый низкий уровень рождаемости
и самый высокий показатель естественной убыли отмечены в Республике Мордовия.
Они одни из самых худших и в России. Как следует из данных табл. 1, за период
с 1989 по 2010 г. численность мордвы сократилась почти на 330 тыс. чел. Немногим
лучше указанные показатели по Республике Карелия. Напомним, что общая численность
карелов за указанный период сократилась более чем в 2 раза (см. табл. 1).
Улучшение показателей рождаемости и снижение смертности надо рассматривать
как важнейшее направление работы по сохранению финно-угорских и иных (в том
числе русского) народов, чья численность неуклонно снижается. Это один из основных
факторов, сдерживающих депопуляцию народов. Он должен быть максимально использован,
для чего необходимо вести целенаправленную государственную политику на повышение
уровня жизни людей и создание условий для здорового образа жизни, реальную борьбу
с алкоголизмом, наркоманией и преступностью. К сожалению, официальные статистические
данные свидетельствуют о том, что на уровне страны в финно-угорских национально-территориальных
образованиях ситуация в этом отношении хуже, чем в среднем по России. Например,
лишь в Республике Коми и Ханты-Мансийском округе среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата работников превышает аналогичный среднероссийский
показатель, и это благодаря их территориальному расположению и структуре экономики.
В других же финно-угорских регионах она значительно ниже, чем в среднем по стране.
Уровень заработной платы работников в республиках Мордовия, Марий Эл и Удмуртия
один из самых низких в России.
Таблица 2 Коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста
за 2011 г. и январь - июнь 2012 г.
Национально-территориальное образование
На 1 000 человек
родившихся
умерших
Естественный
прирост (+) / убыль (-)
2011 г.
2012 г.
2011 г.
2012 г.
2011 г.
2012 г.
Российская Федерация
11,9
12,7
13,9
13,5
-2,0
-0,8
Республика Карелия
11,5
12,2
15,2
15,5
-3,7
-3,3
Республика Коми
12,7
13,7
12,9
12,4
-0,2
+1,3
Республика Марий Эл
12,3
13,9
14,9
13,7
-2,6
+0,2
Республика Мордовия
9,0
9,5
15,0
14,5
-6,0
-5,0
Удмуртская Республика
13,8
14,9
14,0
12,8
-0,2
+2,1
Пермский край
13,7
14,4
15,3
14,2
-1,6
+0,2
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
16,1
17,3
6,7
6,5
+9,4
+10,8
В финно-угорских регионах исключительную социальную значимость приобретает
борьба с алкоголизмом, который достиг угрожающего размаха. В табл. 3 приведены
данные по этим регионам за 2010 г. о смертности от самоубийств и численности
больных алкоголизмом и алкогольными психозами, состоящих в лечебно-профилактических
учреждениях.
Количество самоубийств на 100 тыс. чел. населения в республиках Удмуртия и
Марий Эл более чем в 2 раза выше, чем в среднем по России, во всех других субъектах,
кроме Ханты-Мансийского автономного округа, данный показатель значительно превосходит
среднероссийское значение. Аналогичная ситуация по показателю больных алкоголизмом.
Наиболее драматичная она в Республике Карелия и Марий Эл. Лишь в Ханты-Мансийском
округе данный показатель чуть ниже среднего по стране, но этот округ известен
тем, что по численности больных наркоманией в 2010 г. он более чем в 2 раза
превзошел средний показатель по России.
Наблюдаемые различия в уровнях социально-экономического развития регионов,
недопустимо высокие значения показателей социального неравенства, алкоголизма
и смертности, недоверие к деятельности правоохранительных органов, правовой
нигилизм являются благодатной почвой для роста не только социальной, но и международной
напряженности. В целях устранения перечисленных пороков органы власти должны
не только провозглашать, но и принимать и воплощать в жизнь эффективные меры
по соблюдению законности, решению социальных проблем населения, созданию рабочих
мест, по обеспечению населения доступным жильем.
Набирающие обороты процессы глобализации сопровождаются убыстряющимися переменами
в этническом составе населения финно-угорских регионов благодаря миграции и
ассимиляции. При этом страдают прежде всего культура и язык титульных народов,
как правило, составляющих в этих регионах меньшинство, что ведет к еще большему
относительному и абсолютному сокращению их численности.
Таблица 3 Смертность населения от самоубийств, контингенты больных алкоголизмом
и алкогольными психозами по финно-угорским национально-территориальным образованиям
Российской Федерации за 2010 г.
Национально-территориальное
образование
Число умерших
от самоубийств
(на 100 тыс. чел.)
Численность больных алкоголизмом и алкогольными
психозами, состоящих на учете в лечебно-
п рофилактических учреждениях (конец 2010 г.)
Всего человек
На 1 000 000 чел.
Российская Федерация
23,4
1 953 129
1 366,6
Республика Карелия
27,1
16 636
2 582,3
Республика Коми
40,5
14 184
1 576,6
Республика Марий Эл
47,9
12 002
1 726,0
Республика Мордовия
24,1
12 409
1 489,1
Удмуртская Республика
49,2
21 993
1 445,3
Пермский край
43,3
50 333
1 910,8
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
16,3
20 167
1 312,2
Депопуляция финно-угров имеет следствием снижение их удельного веса в составе
большинства национально-территориальных образований, что создает в будущем реальную
постановку вопроса о целесообразности сохранения национальных республик и автономных
округов. В последние годы во всех национально-территориальных образованиях,
кроме Мордовии и Ханты-Мансийского автономного округа, удельный вес титульных
народов устойчиво снижается.
Основные потери численности финно-угров России произошли в результате непрекращающейся
безвозвратной внутренней миграции из села в город под влиянием снижения занятости
в национальных сельских поселениях. Переселившиеся в мегаполис представители
финно-угорских народов, вопреки закону Тигля, уже во втором поколении начинают,
а в третьем полностью завершают утрачивать свой язык и культуру, независимо
от того, сколько в этом городе национальных театров, музеев, клубов и сколько
проведено занятий и прочитано лекций на тему о необходимости бережного отношения
к родному языку. В городских условиях ускоренно прерывается межпоколенная трансляция
этнической культуры.
Компактное проживание людей одной национальности в мегаполисах малоосуществимо
и, как показывает история существования городских национальных кварталов, анклавов,
нежелательно, ибо несет с собой массу социальных и межэтнических проблем, дестабилизируя
социально-экономическую, конфессиональную и этническую среду.
Национальные сельские поселения являются единственным и самым надежным прибежищем
для исчезающих языков, и только через них лежит путь к поддержанию языкового
многообразия. Их сохранение - это не есть стремление к этнокультурной консервации
народов, это не есть бегство от современной цивилизации и это не есть североамериканские
или австралийские резервации для коренного населения (хотя позитивный аспект
их опыта тоже необходимо знать, изучать, разумно использовать). Для многих народов
России в течение тысячелетий сельские поселения всегда были первичным и основным
очагом и неиссякаемым источником национальной самобытности, хранителями национальных
традиций, обычаев и языка, каждое из них представляет собой локальную социально-культурную
и социально-психологическую общность. От их существования в решающей степени
зависит будущее культур финно-угорских народов. В силу известной консервативности
в них царит атмосфера, в которой естественным образом в семье и школе не принудительно
происходит этнокультурное развитие, в результате которого у личности формируется
пожизненная этническая самоидентификация. Этот процесс подвергся губительному
воздействию происходящего сокращения малокомплектных школ в финно-угорских селах.
Реорганизация и укрупнение сделали абсолютно бесперспективными многие сельские
поселения. Понимание этой бесперспективности формирует у выпускников сельских
школ установки, ценности и ориентиры, совершенно не связанные с будущим своих
сел и деревень; подавляющая часть школьников мечтает уехать в город. В интересах
сохранения этнокультуры финно-угров необходимо прекратить ликвидацию малокомплектных
школ. На это было обращено внимание еще на IV Всемирном конгрессе финно-угорских
народов в 2004 г.
Среда сельских поселений во все времена была самой благоприятной для обретения
представителями финно-угорских народов двуязычия с первых лет жизни. Например,
в современных мордовских поселениях - селах и деревнях - практически нет моноглотов,
владеющих только своим родным мордовским языком. Для всех ныне говорящих на
мордовском языке вторым языком является русский. В урбанизированных поселениях
- полиэтнических городах - в условиях замкнутости языкового общения национальных
меньшинств существенно ослабевает стремление к двуязычию, что ведет к постепенной
утрате родного языка.
На наш взгляд, для развития национальных сельских поселений и стимулирования
проживания в них титульного населения республик и округов государство должно
законодательно предусмотреть определенные экономические и социальные преференции.
В целях возрождения сельских поселений финно-угорских народов (как, впрочем,
и других депопулирующих народов численностью менее 1 млн чел.) государством
и местными органами власти необходимо в полном объеме использовать административные
и экономические механизмы создания благоприятных условий для инвестиционной
деятельности в них. Для этого следует национальным сельским поселениям придать
статус своего рода локальных особых экономических зон.
Среди мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, в частности,
можно назвать и использовать следующие:
- предоставление беспроцентных кредитов или субсидирование процентных ставок
по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, предусматривающих создание
рабочих мест;
- предоставление инвесторам государственных гарантий;
- предоставление предприятиям, создающим рабочие места в сельских поселениях
финно-угров, налоговых льгот в виде налоговых «каникул» в первые три года работы
по налогу на имущество, по налогу на прибыль, по налогу или арендной плате за
землю;
- установление для предприятий и организаций, действующих на территории сельских
поселений, льготных тарифов естественных монополий;
- создание для реализации инвестиционных проектов необходимой инфраструктуры,
предусмотрев бесплатное подключение к коммуникациям.
В мире давно осознано и практикой подтверждено, что с целью сохранения исчезающих
языков государству необходимо создать экономические, политические и социальные
условия для того, чтобы эти языки не только использовались в семье, но и изучались
в образовательных учреждениях, имели статус государственного, официального или
регионального языка, применялись в системе государственного и муниципального
управления и т. д. Популярно утверждение, что знание и использование языков
коренных народов должны давать их владельцу определенные преимущества, которые
могут быть реализованы в различных формах. Например, во многих странах мира
законодательно закреплено требование знания работниками социальной сферы языка
титульного народа в местах его компактного проживания.
Местным и региональным руководителям национальных республик и округов, общественным
организациям, осознающим свою ответственность за сохранение языка и культуры
народа, следует активнее привлекать к работе образовательные учреждения региона.
В финно-угорских субъектах РФ, в автономных округах и регионах компактного
проживания необходимо пропагандировать и поощрять двуязычие. Объяснять родителям,
что их дети должны знать не только русский, но и свой материнский язык. Грамотно
доводить до них преимущества двуязычия, поскольку, как показывают научные исследования,
оно развивает когнитивные способности людей, улучшает мозговую деятельность.
Для развития двуязычия должны использоваться и поощрительные меры, которые достаточно
широко распространены за рубежом.
Необходимо кардинально изменить стиль работы общественных организаций. Конструктивно
сотрудничая с органами власти, они тем не менее должны твердо требовать от них
исполнения ранее провозглашенных и принятых решений по развитию этноса. Их роль
в постановке и решении национальных проблем должна быть значительно выше. Они
должны занять позицию ведущей общественной силы, которая совместно, в тесном
сотрудничестве и с равной ответственностью с органами власти будет выводить
финно-угорские народы из состояния невиданного в их истории демографического
кризиса.
В условиях ограниченности возможностей общественных организаций весомо влиять
на проводимую в регионах этнополитику ответственность за ее результаты ложится
на плечи региональных и местных руководителей, которые должны создавать условия
для сохранения языков коренных народов. В 2012 г. в России введена новая система
показателей оценки эффективности деятельности региональных руководителей. Среди
них есть и показатели изменения численности (в том числе миграции) и естественной
смерти населения. Включение этих показателей продиктовано желанием изменить
в лучшую сторону сложившуюся в стране демографическую ситуацию. В национальных
республиках и автономных округах позитивную оценку по критерию численности населения
региональный руководитель должен получить лишь тогда, когда возросла общая численность
населения и в составе населения региона сохранился или возрос удельный вес представителей
титульного народа. Подобное нововведение позволит изжить чиновничий подход к
решению этнополитических проблем, когда руководители национальных республик
и округов концентрируют внимание не на конечном, а на промежуточном результате
работы. Чаще всего они с гордостью и воодушевлением сообщают, как много за отчетный
период освоено бюджетных средств на сохранение культуры и языка народов, сколько
проведено культурно-массовых мероприятий, фестивалей и конференций, конкурсов
и смотров и т. п., отремонтировано или построено объектов культуры, спорта,
образования и здравоохранения, построено дорог и газовых сетей и т. д. Безусловно,
все это необходимо и имеет важное значение, особенно тогда, когда мы в городе
наблюдаем национальную культуру все больше на сцене и в музеях, слышим язык
в аудитории. Сюда они перемещаются из разрушающейся и сужающейся естественной,
традиционной среды обитания финно-угров, которая царит, как уже было отмечено,
в национальных сельских поселениях.
При анализе и разработке мер по сохранению финно-угорских народов, как и других
исчезающих народов, крайне полезно использовать позитивный опыт других стран.
Можно, например, сослаться на опыт Великобритании по сохранению валлийского
языка в Уэльсе.
Невиданные ранее в истории финно-угорских народов России темпы снижения их
численности диктуют необходимость принятия на федеральном уровне чрезвычайных
и срочных мер по предотвращению их дальнейшей депопуляции. Непринятие в ближайшее
время решений по сохранению численности российских финно-угров следует рассматривать
как безразличие к их судьбам, к их культуре и языку. Определенный оптимизм вселяют
итоги состоявшегося 24 августа 2012 г. в Саранске первого заседания Совета по
национальным отношениям, на котором Президент РФ В. В. Путин в качестве одного
из трех выделенных им приоритетов современной российской национальной политики
назвал укрепление России как уникальной мировой цивилизации, специфической
особенностью которой является сберегаемое столетиями культурное многообразие.
Президент счел возможным возобновление финансирования федеральной целевой программы
по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов.
Вывести финно-угорские языки из опасной для их существования зоны вполне реально.
Для этого на уровне федеральной власти необходимо принять принципиальное решение
о разработке отдельных федеральных целевых программ этнокультурного развития
финно-угорских народов России в соответствующих республиках, автономных округах
и областях с компактным их проживанием по аналогии с принятой в 2008 г. федеральной
целевой программой социально-экономического и этнокультурного развития российских
немцев на 2008-2012 гг. В таких программах в качестве целевых показателей и
индикаторов наряду с показателями строительства жилья, развития инженерной и
социальной инфраструктуры, количества представителей финно-угорских народов,
участвующих в реализации этнокультурных проектов, должны присутствовать показатели
рождаемости и смертности, ожидаемой продолжительности жизни и, как обобщающий
и итоговый показатель, - изменение численности коренных народов. На это должны
быть нацелены обе группы мероприятий программы: направленные на содействие социально-экономическому
обустройству мест компактного проживания российских финно-угров и направленные
на содействие развитию этнокультурного потенциала финно-угров.
Только целенаправленная и продуманная политика федерального центра и региональных
властей, опирающаяся на лучший международный и отечественный опыт, программно
сформулированная, организационно и финансово обеспеченная и поддержанная широкой
общественностью, способна приостановить губительный для российских финно-угров
процесс их депопуляции.
Примечания
1. Это значит, что не может быть повсеместно
использован единый подход к стимулированию роста рождаемости. Его следует
распространить лишь на депопулирующие народы.