Е. А. Кузьменко
ЛАТИНСКАЯ ЛЕКСИКА МОНАШЕСКОГО ОБИХОДА В "LIBER REVELATIONUM" РИХАЛЬМА ИЗ ШЕНТАЛЯ (XIII ВЕК).
(Индоевропейское языкознание и классическая филология - XVII (чтения памяти И. М. Тронского). - СПб., 2013. - С. 492-510)
Примечания
1. Рихальм является пятым аббатом монастыря Шенталь (1216-1219), почитается как блаженный.
2. Довольно полное представление об установлениях цистерцианского ордена дает сборник уставов и постановлений. Цистерцианской духовности также посвящено несколько трактатов Бернарда Клервоского, например: Bernardus Claraevallensis. Tractatus de gradibus humilitatis et superbiae; Liber de diligendo deo; Tractatus de gratia et libero arbitrio.
3. Claustrum dicitur inhabitatio Religiosorum.
4. Монастырь находится в земле Баден-Вюртемберг, подчиняется административному округу Штутгарт, входит в состав района Хоэнлоэ. Цистерцианская обитель расположилась в извилине реки Ягст (Jagst).
5. Упоминания источника встречаются только мимоходом, в качестве детали. Рихальм не описывает его в подробностях. Cum ad fontem eo vel alias, faciunt me tussire; et ego sciens hanc eorum consuetudinem… (Richalm v. Schöntal 2009: 44).
6. Intendunt michi excitare odium nucum, ut credam me raucum fieri per nuces istas, quas habemus.
7. Secrete quidem nobis hic consedimus in pomerio, et nullus impedit mutuam collacionem.
8. Рихальм подчеркивает при каждом удобном случае необходимость поддерживать спокойствие в душе и мыслях, не поддаваться суетному волнению, насылаемому слугами лукавого (Multum prodest tranquillum et serenum illa hora esse, quia quamvis esse quasi iusta commocio videatur, contristat tamen et perturbat mentem et diverberat et ad iram accendit et inquietat).
9. Et circa noctem sedens ante infirmitorium video spiritum bonum et circa ipsum flores innumerabiles. Inter quos erat et cithisus rubens ille, non albus; a quibus et precipue a cithiso mirum suscepi gustum et ineffabiliter recreatus sum.
10. См. подробнее: Bernardus Claraevallensis. De conversione. XIII, 25.
11. “ …sit bonum michi et valens nature mee”.
12. “Dolorem dencium inmittunt michi, precipue cum soleo os lavare ante missam; set crucis signo hunc depello”.
13. Роберт Молезмский - основатель цистерцианского ордена (ум. в 1110 г.), 15-ти лет вступил в бенедиктинский орден и в своем стремлении к буквальному соблюдению устава сменил многие монастыри Шампани и Бургундии. По образцу Молезма был основан монастырь Cistercium, давший название новому ордену цистерцианцев (цистерцианские обители возникали посредством филиации, таким образом, все монастыри ордена восходят в конечном счете к Сито через дочерни монастыри Ла-Ферте, Понтиньи, Моримон и Клерво.
14. «Сон - потеря времени», - считал св. Бернард Клервоский и проповедовал бодрствование в молитве и пост для отсечения вожделений бренной плоти (Карсавин 1992: 98).
15. Quisquis homo stertit, non homo hoc facit, set vox demonis est ipsum stertere. N.: ‘Hoc michi et pridem aliquociens dixistis. Set quid utilitatis est in hoc?’ Richalmus: ‘Ut alium iuxta iacentem inquietent’.
16. Один из писцов заметил в знаменитом латинском двустишии, что хотя «пишут только три пальца, работает все тело» (Люблинская 1969: 66). Считалось, что потраченные во время переписывания усилия, время, усталость от работы зачтутся в Судный день (Ле Гофф 2003: 10).
17. Institerunt enim michi, ut vos vocarem pretenta quadam occasione scripture, quam in manibus tenebam, et dixerunt michi: ‘Voca, voca eum, confer inde cum eo.’ Et respondi: ‘Vere non ibo, non vocabo eum.’ Et ipsi: ‘Immo ibis’, aiunt et suscitaverunt vos, ut me vocaretis. Quid ridetis inde? Certe non est ridendum, set terribile nimis
18. Quam exposicionem cum Richalmo opponerem, sicut supra in hoc libro legitur - et vix legitur propter vicium scriptoris - ipse michi pro testimonio sanctum Bernhardum produxit…
19. В раннее Средневековье в германских землях господствовало представление о том, что смерть предпочтительнее болезни, то есть приоритетной являлась установка, что больные в тягость родным и близким (Арнаутова 2004: 141).
20. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, учила: «Не устраняйся от плачущих, и с сетующими сетуй. Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен. Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сирах 7: 37-39).
21. Стефан Хардинг (ум. 1134 г.) - католический святой, один из основателей ордена цистерцианцев, третий по счету аббат монастыря Сито. В 1119 году написал новый монастырский устав Хартия Любви, который в том же году был утвержден папой Каликстом II.
22. “Salis talem expertus sum efficaciam: sepe in mensa, cum demones tulissent michi appetitum comedendi, micam salis gustavi, et reparatus est michi…Et ideo numquam sal illud debet deesse in infirmitorio infirmis”.
23. Иннокентий IV в 1243 году издает официальное требование внести в уставы монашеских орденов пункт о запрете монахам учиться медицине и тем более практиковать ее.
24. На подобной интерпретации настаивает Ткаченко А. А., разбирая роль цвета и света в символике и теологии в средние века вообще, и в работах отдельных авторов.
25. Descendentes eant in calefactorium, ubi paratus debet esse ignis et aqua ad lavandum. Consuet. Cluniac. Antiq.
26. Sudorem hunc fantasticum michi in hyeme faciunt, cum sto super fornacem et libenter calefacerem me. Faciunt michi sudorem, ut defluat de me sudor et oporteat me recedere frigentem.
27. …hodie cum essem in calefactorio, audivi dicentes demones ad alios demones: ‘Quid, vos inertes et desides, huc curritis et hic ociose occupamini?’
28. Святой Ансгар, как сообщается в его житии, читал молитвы постоянно, занимаясь любыми делами, даже когда просыпался, умывался и надевал обувь (Angenendt 1990: 401).
29. Solet enim, cum pulmentum comedit, sorbere cum cocleari alcius, quam umquam audierim, ita, ut omnes circumsedentes possimus audire; et vos quoque in alia mensa, si adverteretis et si lector mense taceret, immo eciam puto legente mense lectore, si tantum adverteretis.
30. Личная молитва сосуществует с коллективной продолжительной литургией (Angenendt 1990: 482-483).
31. Мысль о том, что в каждой человеческой душе живет божество, высказывалась еще в античности. Подробнее см.: Dinzelbacher 1994.
32. …commovere ad iram et indignacionem aliquam.
33. Iam ante terciam, paulo antequam vos vocarem, sedens ad lectionem… Чтение - занятие богоугодное и душеспасительное.
34. Quidam frater, cum…ante terciam…ad dormiendum in lecto recumberet, apparuit ei vigilanti manus plena hamis argenteis, hamis scilicet, quibus pisces capiuntur. Et facta est ad eum vox demonis…dicens: ‘Hiis te capiam.’ Manus erat corporea et hami proprie hami sicuti sunt, quos habent piscatores.
35. Священная трапеза, жертвенное поглощение плоти Бога под видом хлеба и вина - кульминационный момент мессы, наиболее полная квинтэссенция отношений обмена между мирами небесным и земным (Лобришон 2007: 276).
36. Например, Конрад Зеннский считал мессу самой сложной частью монастырской жизни, он был недоволен тем, как монахи его монастыря поют в хоре. По его мнению, братья не проявляют во время молитвы и пения должной духовной серьезности. Более того, монахи во время мессы позволяют себе свободно перемещаться, что является совершенно неподобающим.
37. …solent ei revocare ad memoriam quelibet mala, quo videlicet eum ex hiis conturbent et animum eius contristent, confundant et exacerbent
38. Вступление в монастырь понималось как жертва, как смерть для обычного мира, второе крещение, благодаря которому монах начинает новую жизнь (Patzold 2000: 52).
39. Зачастую почвой для возникновения внутренних монастырских разногласий служит различие оппонентов в статусе (Patzold 2000: 47-48).
40. Это следует из нескольких отрывков текста, привести которые в рамках данной статьи кажется проблематичным.
41. Собрание всех аббатов, генеральный капитул, представляет собой верховную власть в ордене (Angenendt 2009: 334).
42. Laicus, laici - dicti in Monasteriis qui vulgo Conversi, Oblati, Donati.
43. Для нищих и изгоев «благодеяниями Бога», согласно Бернарду Клервоскому, были одежда, кров над головой, хлеб и возможность жить наравне с «благочестивыми и образованными монахами» (Усков 2007: 318).
Литература
Источники
Caesarius v. Heisterbach 2009 - Caesarius von Heisterbach. Dialogus Miraculorum.
Dialog über Wunder / ubersetzt und komm. von N. Nösges und H. Schneider
// Fontes Christiani. Zweisprachige Neuausgabe christlicher Quellentexte aus
Altertum und Mittelalter. Turnhout, 2009.
Richalm v. Schöntal 2009 - Richalm von Schöntal. Liber revelationum
/ hg. von P. G. Schmidt // MGH Quellen zur Geschichte des Mittelalters. Hannover,
2009.
Историография
Арнаутова 2004 - Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые: антропология болезни в
средние века. СПб., 2004.
Бондарко 2003 - Бондарко Н. А. Сад, рай, текст: аллегория сада в немецкой
религиозной литературе позднего Средневековья // Образ рая: от мифа к утопии.
Серия “Symposium”. Вып. 31.Спб., 2003. С. 11-30.
Ефремова 2012 - Ефремова Ю. А. Символика монастырского средневекового сада
(на примере раннецистерцианской традиции) // Диалог со временем. Альманах
интеллектуальной истории. 40. М., 2012. С. 160-171.
Карсавин 1992 - Карсавин Л. П. Монашество в средние века. М., 1992.
Ле Гофф 2003 - Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Спб., 2003.
Лобришон 2007 - Лобришон Г. Месса // Словарь средневековой культуры / под
ред. А. Я. Гуревича. М., 2007. С. 276-281.
Люблинская 1969 - Люблинская А. Д. Латинская палеография. М., 1969.
Перлов 2007 - Перлов А. М. Чтение // Словарь средневековой культуры / под
ред. А. Я. Гуревича. М., 2007. С. 572-574.
Ткаченко 2010 - Ткаченко А. А. О чем спорили клюнийцы и цистерцианцы? Социокультурное
значение цвета одежд средневековых монахов // Средние века. Вып. 71 (1-2).
М., 2010. С. 165-197.
Усков 2007 - Усков Н. Ф. Монастырь // Словарь средневековой культуры / под
ред. А. Я. Гуревича. М., 2007. С. 313-320.
Angenendt 1990 - Angenendt A. Das Frühmittelalter. Die abendländische
Christenheit von 400 bis 900. Stuttgart; Berlin; Köln, 1990.
Angenendt 2009 - Angenendt A. Geschichte der Religiosität im Mittelalter.
Darmstadt, 2009.
Dinzelbacher 1994 - Dinzelbacher P. Christliche Mystik im Abendland: Ihre
Geschichte von den Anfängen bis zum Ende des Mittelalters. Paderborn;
München; Wien; Zürich, 1994.
Du Cange 1710 - Du Cange, C. Glossarium ad scriptores mediae et infimae Latinitatis.
Frankfurt (Main), 1710.
Frank 2010 - Frank K. S. Geschichte des christlichen Mönchtums. Darmstadt,
2010.
Niermeyer 1976 - Niermeyer J. F. Mediae Latinitatis Lexicon Minus. Lexique
Latin Médiéval - Français/Anglais. A Medieval Latin -
French/English Dictionary. Leiden, 1976.
Paris 1664 - Paris J. Nomasticon Cisterciense, Sev Antiqviores Ordinis Cisterciensis
Constitvtiones. Parisiis, 1664.
Patzold 2000 - Patzold S. Konflikte im Kloster. Studien zu Auseinandersetzungen
in monastischen Gemeinschaften des ottonosch-salischen Reichs. Husum, 2000.
Rauser 1982 - Rauser J.-H. Schöntaler Heimatbuch / Heimatbücherei
Hohenlohekreis. Bd. IX. 1982.
Schindele 1994 - Schindele M. P. Rectitudo und Puritas. Die Bedeutung beider
Begriffe in den Gründungsdokumenten von Cîteaux und ihre Auswirkungen
in der Lehre des hl. Bernhard von Clairvaux // Zisterziensische Spiritualität.
Theologische Grundlagen, funktionale Voraussetzungen und bildhafte Ausprägungen
im Mittelalter / bearb. von Clemens Kasper und Klaus Schreiner. München,
1994. S. 54-67.
Sonntag 2008 - Sonntag J. Klosterleben im Spiegel des Zeichenhaften: symbolisches
Denken und Handeln hochmittelalterlicher Mönche zwischen Dauer und Wandel,
Regel und Gewohnheit. Berlin, 2008.
Heim 2008 - Von Ablass bis Zölibat. Kleines Lexikon der Kirchengeschichte
/ hg. von Manfred Heim. München, 2008.
Leroux-Dhuys 2007 - Die Zisterzienser. Geschichte und Architektur / Fotos
von Henri Gaud. Text von Jean-François Leroux-Dhuys. Potsdam, 2007.
Zschoch 1988 - Zschoch H. Klosterreform und monastische Spiritualität
im 15. Jahrhundert. Conrad von Zenn OESA (+ 1460) und sein Liber de vita monastica.
Tübingen, 1988.