Н. Л. Кацман
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ НА ПРОТЯЖЕНИИ XX ВЕКА
(Индоевропейское языкознание и классическая филология - XIV (чтения памяти И. М. Тронского). - Ч. 2. - СПб., 2010. - С. 17-32)
Примечания
1. Труды первого Всероссийского съезда преподавателей древних языков. СПб., 1912.
2. Небезынтересно заметить в связи с этим, что подобные дискуссии возобновились в конце 50-60-х гг. прошлого столетия, когда широко распространился, особенно в англоязычных странах, структурный метод в изучении языков, а вслед за этим и в методике их преподавания, к том числе и по отношению к латинскому языку. Подробно об этом см.: Н. Л. Кацман. Методика преподавания латинского языка. М., 2003. Гл. I, ч. 1.
3. Не будем забывать, что речь идет о средней школе и - в данном случае - о «полуклассических» гимназиях, т. е. о тех, в которых уже не было греческого языка. Многие говорили о негативном отношении к латинскому языку и вообще к учебе в ряде гимназий; привожу высказывание Л. Н. Явдыка, который охарактеризовал настроение современной молодежи: «… мысли вразброд, полное равнодушие к какой бы то ни было науке и только одно желание - достать себе как можно скорее и как можно легче наиболее выгодный диплом» (с. 52).
4. Очерки по методике преподавания латинского языка сравнительно с русским. М., 1913.
5. Л. Л. Спасский. О преподавании элементарного курса латинского языка. ДК. Л., 1947. Обращаю внимание на то, что это вообще была первая попытка исследования методического аспекта преподавания латинского языка в высшей школе. Ведь по понятным причинам ни в дореволюционной русской, ни в зарубежной практике не возникал вопрос о преподавании этого предмета учащимся высших учебных заведений ab initio. В обращении к этой проблеме несомненная ценность данного исследования.
7. «Не надо забывать, - пишет В. С. Соколов, - что безвозвратно прошло время, когда знание латыни требовалось для написания диссертации на латинском языке или для участия в научных диспутах».
9. В. Н. Никольский. Основные положения методики преподавания латинского языка в пединститутах и на факультетах иностранных языков. ДК, Л., 1950.
10. Л. В. Голодников. Система пособий по латинскому языку для пединститутов и факультетов иностранных языков. ДК. Л., 1956.
11. Л. В. Щерба. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М., 1947. С. 47.
12. В. Н. Ярхо. Внутри и вне Садового кольца. М., 2003. С. 150-153.
13. Латинский язык. Учебник для студентов педагогических вузов. Под ред. В. Н. Ярхо и В. И. Лободы. Учебник много раз переиздавался. Последнее издание вышло в 2008 г.
14. В учебнике Боровского и Болдырева есть лексические параллели, но они даются не систематически, притом только из русского и французского; лексического минимума в нем нет. На уровне грамматики сопоставляются только словообразовательные суффиксы. Именно поэтому Донников (ук. рец., с. 160) отмечал, что сопоставительный материал этого учебника для языковых вузов явно недостаточен.
15. Теоретическим обобщением этой работы явилась монография Н. Л. Кацман. Методика преподавания латинского языка в институтах и на факультетах иностранных языков. М., 1979. 141 с. Упомянутая выше (сн. 2) «Методика» - это значительно переработанное и расширенное издание данной книги, включающее оригинальные авторские фразы и отдельные главы из “Bellum civile” Цезаря с комментарием и переводом, а также раздел о преподавании латинского языка в средней школе (гл. II).
16. Ю. М. Каган. Латинский язык. М., 2000.
17. Назову наиболее заметные: А. М. Белов. Ars grammatica. М., 2004; В. В. Файер, Е. С. Наумова. Латинский язык М., 2007; А. И. Солопов, Е. В. Антонец. Латинский язык. М., 2009. Это совершенно разные учебники, их анализ представляет несомненный интерес. Но XXI век остается за рамками этого доклада.
18. А. В. Подосинов, Н. И. Щавелева. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру, ч. 1-7, М., 1993-2002.
19. Н. Л. Кацман, И. Л. Ульянова. Латинский язык. Учебник для лицеев и гимназий. М., 1999. (Последнее изд. вышло в 2009 г.).
20. Н. Л. Кацман. Meus primus libellus Latinus. 1-е издание, экспериментальное, М., 1992, затем М., 1996 и М., 2005.
21. Сборник материалов российских олимпиад по латинскому языку. Под ред. А. В. Подосинова. СПб.: Нестор-История, 2010.
Источник текста - сайт Института лингвистических исследований РАН.