Э. А. Бальбуров
ФИЛОСОФСКАЯ РЕЧЬ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА
(Критика и семиотика. - Вып. 13. - Новосибирск - М., 2009. - С. 7-27)
Примечания
1. Пришвин М.М. Женьшень. М., 1986. С. 466.
2. Бибихин В. Язык философии. СПб., 2007. С. 107.
4. Шеллинг Ф.В.Й. Соч.: В 2 т. Т. 2.М., 1989. С. 200.
5. «Мифологическое описание принципиально монолингвистично - предметы этого мира описываются через такой же мир, построенный таким же образом» (Ю.М. Лотман. Семиосфера. СПб., 2000. С. 526).
6. Кассирер Эрнст. Философия символических форм. Т. 1. Язык. М. - СПб. 2001. С. 76.
7. «Кант меня попросту не замечал», - приводит горькое признание поэта Эккерман. Однако в лице Фихте немецкая философия поклонилась Гете в знак признания его философских заслуг.
8. В этой связи показателен выросший общественный престиж ваятелей и живописцев, которые по средневековой традиции считались ремесленниками и наряду с малярами и каменотесами принадлежали к одному цеху.
9. Правило Леонардо приводится в изложении Г. Шпета // Сочинения. Приложение к журналу «Вопросы философии». М., 1989. С. 366.
10. Возвращение в научную картину мира реального времени (теория относительности, квантовая механика, синергетика) превращало объекты в процессы, в события взаимодействия. Это принципиально другой модус исследования реальности. Рассмотрение объекта в системе, а не в изолированной ситуации, меняет детерминистский метод на вероятностный, на рассмотрение объектов через призму закономерностей в массиве случайных событий, свойственных их совокупностям.
11. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 12.
12. Гайденко П.П. Постметафизическая философия как философия процесса // Вопросы философии. 2005. № 3. С. 131.
13. Гуссерль Эдмунд. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999. С. 123-124.
14. Как полагал Пиаже, образ восприятия необходим, чтобы мыслить воспринятое. Его цель не в том, чтобы дать картинку, а в том, чтобы способствовать решению жизненной задачи. Восприятие, отделенное от мотива, от оценки воспринимаемого, «чистое» Хайдеггер характеризовал как гносеологический предрассудок. Образы восприятия изначально принимают в себя когнитивный опыт. В этой связи интересна категория, входящая в научный оборот последних лет - фрейм - новое имя для образа-понятия, синкретичная чувственно-когнитивная форма представления знания.
15. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. С. 380.
16. Бибихин В.В. Язык философии. С. 29.
17. Нельзя не отметить и оборотной стороны этого процесса: превращение культуры в текст, замещающий ее онтологическую данность, тирания копий и симулякров, как проявление некротических моментов семиозиса, танатологическая и шизоаналитическая риторика постмодернизма и т.п.
18. «Безэнтропийность восприятия символов освобождает сознание человека для деятельности более высокого уровня». См.: Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1969. С. 60.
19. Платон. Сочинения. Т. 3. ч. 2. — М., 1972, с. 544) (Седьмое письмо, 342).
20. Вещный мир согласно ведам - это обманчивое обличье богов, скрывающее их подлинные тела.
21. Лосев А.Ф. Философия имени. // Бытие. Имя. Космос. М., 1993. С. 645.
22. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.,1959. Т. IV. С. 25.
23. «В той же мере, в какой различается восприятие разных людей (как они разнятся в зависимости от их физической организации, духовного и этнического своеобразия), возникают и различные звуки, которые лишь постепенно, ради простоты и взаимопонимания, упорядочиваются по более общим типам слов и языков». Кассирер Эрнст. Указ. соч. С. 76.
24. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание трудов. М., 2001, с. 333.
25. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1979. С. 121.
26. Мамардашвили М.М. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 23.
27. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. СПб., 1994. С. 93.
28. Междисциплинарность, утверждающаяся в таких научных областях, как синергетика, когнитология, философия языка, антропология и мн.др. знаменует собой новую постнеклассическую эпоху развития науки.
29. Гете И.В. Об искусстве. М., 1975. С. 28.
30. Для Гуссерля феномен - интенциональный акт созерцания сущности, совершаемый в особой сфере абсолютного бытия сознания, отделенного от эмпирического существования, которое не интенционально, а психологично. Он был до конца верен трансцендентальному идеализму и даже самого Канта упрекал в психологизме за его «вещь-в-себе» и «материю чувственности». Последователи Гуссерля - М. Хайдеггер, М. Шелер, Г.-Г. Гадамер, М. Мерло-Понти, Р. Ингарден, П. Рикер и др. - трансформировали трансцендентально ориентированную феноменологию в онтологическую и герменевтическую.
31. “Художник, - писал Шеллинг, - как бы инстинктивно привносит в свое произведение помимо того, что выражено им с явным намерением, некую бесконечность, полностью раскрыть которую не способен ни один конечный рассудок”. // Шеллинг В.Ф.Й. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1987. С. 474.
32. Ильин И.А. Собр. Соч.: В 10 т. М., 1994. Т. 3. С. 42.
33. Термин вводится в оборот в работах Ю. Мальцева (Иван Бунин. - Париж, 1994), Л. Колобаевой (Право на субъективность // Вопросы литературы. - 1994. - № 5).
34. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991. - С. 116.
35. Делез Ж. Различие и повторение. - СПб., 1998. - С. 12.
37. Субботин А.Л. «Логика Пор-Рояля» и ее место в истории логики // Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. - М., 1991. - С. 393.
38. Монтень М. Опыты. - М., 1991. - С. 19.
39. Розанов В.В. Уединенное // Розанов В.В. О себе и жизни своей. - М., 1990. - С. 36.
40. Цветаева М. Об искусстве. М., 1991. С. 41.
41. Платонов А.П. Деревянное растение. Из записных книжек. - М., 1990. - С. 11.
42. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - Ч. 2. - М., 1990. - С. 112-113.