Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

Ю. В. Шатин

ДНЕВНИК КЮХЕЛЬБЕКЕРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

(Четвёртые Алексеевские чтения. Материалы научной межвузовской конференции. - Иркутск, 1988. - С. 10-12)


 
По своей природе дневник - гибридное жанровое образование, содержащее как моменты действительности, так и установку на литературность, связанную с необходимостью отбора материала и его комбинации по определённым законам словесного искусства.
За вычетом беллетристических произведений, написанных в дневниковой форме, далеко не все дневники можно отнести к художественной литературе. Но часть из них определённо обладает признаками художественного целого. Принадлежность дневника к художественной литературе обусловлена рядом внелитературных факторов: общественной значимостью изображённых событий, культурным горизонтом его автора, литературным климатом эпохи. Однако, кроме них, можно указать на чисто литературный фактор, который связан со структурной организацией текста дневника.
Структурная организация не инородна дневниковому материалу: её усложнение почти всякий раз - ответ на необходимость сочетать в едином ансамбле разнородные тематические и стилевые признаки. Дневник В. К. Кюхельбекера (1831-45 годы) вполне может рассматриваться в этой связи как художественное целое. Это мы пытаемся показать в докладе.
Изолированное рассмотрение о тексте как о хаотическом калейдоскопе записей, фиксирующих всё, случившееся с автором. Более внимательный анализ позволяет, однако, обнаружить некоторое единство, покоящееся на образе автора, вполне осознанно комбинирующего жизненный материал согласно заранее принятому принципу.
Сущность этого принципа в сосуществовании и взаимном проникновении трёх компонентов человеческого существа: духа, тени и тела. Их различные сочетания обнаруживают шесть пространственно-временных рядов, организующих дневниковое повествование: а) непосредственного переживания впечатлений; б) бытового наблюдения, комбинирующего впечатление и воспоминание; в) экзистенциального переживания духа, лишённого воли; г) литературное, комбинирующее воспоминание и воображение; д) связанный со сновидениями ("тень, лишённая духа") и е) собственно текстовое время-пространство, основанное на символике чисел, с которых начинаются, или которыми кончаются отдельные тетради дневника.
Шесть указанных хронотопов являются сюжетообразующими, соединяясь друг с другом либо путём символического обобщения бытовых явлений, либо путём представления обыденного мира через литературу и литературы через обыденный мир (романтическое "двойное видение"), либо путём отраженной перспективы, благодаря которой предыдущий материал через автоцитации и рифмующиеся ситуации программирует содержание последующего.
Создаваемый сюжет дневника по-новому ставит проблему адресата и адресанта, чрезвычайно важную для дневникового жанра. Обычно адресат и адресант в дневнике совпадают. У Кюхельбекера же намечается значимый разрыв между двумя субъектами. Возникает образ будущего читателя (неизвестный друг, сын Миша, обобщённый читатель), который связывается с образом автора. Сам же образ автора, благодаря диалогу с образом читателя, начинает выступать в двух функциях: а) биографической; б) "опредмеченной", переводящей биографическое "я" в "я" персонажа.
Сюжетность дневника Кюхельбекера наглядно сочетается с художественной организацией стиля. Стиль дневника строится как пересечение двух типов оппозиций: а) стихового и прозаического слова; б) своего и чужого слова. Переходы и комбинации элементов этих противоположностей могут рассматриваться как своеобразный литературный приём, благодаря которому художественная действительность переводится в плоскость художественного изображения.
В дневнике Кюхельбекера мы можем видеть одновременное воссоздание и преодоление сентименталистской дневниковой традиции. Подобно сентименталистам, Кюхельбекер не просто пишет о переживаниях, но фиксирует их, делая предметом рефлексии; в свою очередь рефлексия не становится основным предметом повествования. Каждый раз она снимается либо новым жизненным событием, либо вновь привлекаемым литературным материалом, либо рождающимся на наших глазах стихотворным текстом. Автор-герой превращается в мыслителя, литературного критика, или поэта.
Дневник Кюхельбекера - многогранное произведение, включающее моменты бытового наблюдения, интимного исповедания и в то же время выходящее на центральные проблемы поэзии и литературной критики1830 - 1840 годов. Подобная многогранность, естественно, не могла бы осуществиться в дневниковом жанре, если бы сам жанр не подчинялся определённой художественной доминанте.
 

Литература

1.