Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

С. М. Толстая

МЕЖДУ ДВУМЯ МИРАМИ: МАГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ РАСПОЗНАВАНИЯ ВЕДЬМЫ

(Миф и культура: Человек - не-человек. - М., 1994. - С. 9-13)


 
В системе славянских мифологических персонажей низшего уровня ведьма занимает особое положение, принадлежа одновременно к миру людей и к миру демонов. Поскольку защита от нечистой силы была одним из важнейших стимулов ритуального поведения, сложилась целая система приемов, помогавших в обыкновенной, реальной женщине распознать ведьму, представителя иного мира. Любопытные сами по себе, как образцы магического поведения, эти приемы позволяют более конкретно судить о том, как архаической сознание представляло себе соотношение двух миров, как оно относилось к контактам между ними, к возможности проникновения за границу человеческого пространства.
По народным представлениям, ведьмы обычно не имеют явных отличительных признаков. Лишь в редких случаях встречаются свидетельства, согласно которым ведьму можно распознать по каким-то чертам внешности или поведения, например, по красным зубам (сербск.) или по тому, что водку она пьет "одним духом" (польск.), что в ее амбаре колосья не лежат, а стоят торчком (русск.), что во время крестного хода она идет не с народом, а навстречу ему или не хочет выходить из церкви (полес.), что она не может оторвать взгляда от пасхальной писанки (польск.) и т.п.
Гораздо чаща считается, что увидеть в обычной женщине ведьму простым, "невооруженным" глазом невозможно. Для этого необходимы специальные условия и приемы, дающие человеку "сверхзрение", способность видения сокрытого, внутреннего, "сущностного". Одним из важнейших условий оказывается особое, сакральное время - дни и ночи крупных праздников (Рождество, Пасха, Иван Купала, Юрьев день, Троица и др.), время новолуния и некоторые другие моменты, когда граница между земным и потусторонним миром становится проницаемой. Другое условие - сакральное место: храм, перекресток дорог и др. С храмом, с пасхальной или рождественской службой связаны наиболее распространенные у вост. и зап. славян приемы распознавания ведьмы, однако их успех зависит еще от других, дополнительных условий - от "чудесных" предметов или специальных ритуальных действий, которые сообщают человеку "сверхзрение". К числу самых действенных предметов, которые нужно было иметь при себе в храме во время службы для того, чтобы увидеть ведьму, относятся: новая ложка, которой мешали еду, готовя рождественский ужин (Карпаты); четвертая из найденных на дороге подков, которую следовало подвесить на себя (польск. Поморье); ветка яблони, вишни или сливы, срезанная и поставленная в воду в начале адвента и распустившаяся к Рождеству (Силезия); кусочек сыра, который полагалось весь Великий пост носить в узелке под рубахой (укр. волынск.), кусочек освященного на Пасху сыра (пасхи), который надо было носить, не снимая с себя, от Пасхи до Троицы (полес.); первый пирожок, слепленный на Заговенье перед Великим постом и носившийся в сумочке под мышкой слева весь Великий пост (карпат.); зерно кукурузы, выпавшее из-под мельничного жернова неразмеленным и запеченное в хлеб (сербск.); стульчик или скамеечка, изготовлявшаяся в течение целого года (Словения, Карпаты), причем каждый день позволялось сделать лишь один удар топором (Словакия) - прием магического "растягивания" времени в противоположность приему "компрессии" времени, также использовавшемуся в магических целях; бич, сплетенный от дня св. Люции до Рождества (Словения) и мн. другие.
Благодаря приобретенному таким способом сверхзрению, оказывается возможным во время службы увидеть на голове ведьмы шапку (польск. Поморье) или подойник (инструмент ее злокозненной деятельности - отбирания молока у коров) (Мазовше), в руках у нее - хлебную лопату или веретено; ведьмы предстанут повернутыми спиной к алтарю (польск.) и т.п. По словацким верованиям, тот, кто каждый день от Люции до Рождества делал насечку на ручке двери, мог узнать ведьму (стригу) по исцарапанному носу; кто в тот же период каждый вечер гляделся в зеркало, в рождественский сочельник видел в нем стригу. Хорваты Истрии верили, что священник во время службы видит стриг, но их может увидеть и тот из прихожан, кто станет священнику на правую ногу и посмотрит через его левое плечо.
Ведьму можно увидеть сквозь отверстие от сучка в гробовой доске или через среднее окно избы с тремя окнами (Польша, Словакия); через замочную скважину церковной двери (Словакия); сквозь зубья бороны, сделанной из березы (укр.). С помощью венка из "купалы" (желтый цветок) можно увидеть, как ведьма бегает за молодежью, прыгающей через костер в ночь на Ивана Купалу (укр.). По кашубским представлениям, чтобы увидеть дьявола, нужно снять о себя рубаху и штаны и смотреть через штанину или через рукав. Словаки полагали, что ведьму можно увидеть в полночь на перекрестке, для чего надо было начертить вокруг себя круг ореховым прутом или мелом.
Одним из самых распространенных приемов были действия, заставлявшие саму ведьму обнаружить себя. В Полесье на купальском костре кипятили 9 иголок с отломанными ушками, что якобы причиняло ведьме нестерпимую боль, и она сама приходила к костру просить пощады. У южных славян произносили специальные формулы, вынуждавшие ведьму приходить в дом с просьбой одолжить ей соли. Поляки кипятили в полночь молоко в плотно закрытом горшке, и когда оно все выкипало, ведьму страшно "пекло", и она приходила под предлогом просьбы о чем-нибудь. Сходные верования известны на Украине. В Полесье рекомендовалось по всем пятницам Великого поста собирать по одной щепке, а на Пасху перед рассветом их поджечь - тогда ведьма непременно придет просить огня. Словаки верили, что к тому, кто каждый день от Люции до Рождества забивал по клину в колоду, в рождественский сочельник приходили стриги вытягивать клинья зубами; стриги приходили и в дом, где на Рождество горели поленья, откладывавшиеся каждый день до восхода солнца от Люции до Рождества. Чтобы доставить стриге физические муки, выливали молоко на навозную кучу и били по ней прутьями шиповника; лили молоко на раскаленное железо, и тогда стрига приходила и умоляла прекратить ее страдания.
В Боснии, чтобы распознать вештицу (ведьму), убивали до Благовещения змею, сквозь ее голову втыкали в землю и проращивали головку чеснока, затем на Благовещение срывали перья чеснока и прикрепляли их к шапке, считая, что тогда вештица придет и будет искать этот чеснок. Там же вызывали вештицу с помощью еды с праздничного стола: за рождественским обедом брали в рот первый кусочек мяса, но не глотали его, а вынимали изо рта и сохраняли в течение всей трапезы, а потом, зажав его в руке, выходили на гумно и свистели; на свист должны были сбежаться все вештицы, чтобы отнять этот кусочек. Русские Переславль-Залесского уезда, обнаружив в поле "пережин" (выстриженные с целью порчи колосья), искали "пережинный колос", втыкали его в матицу и ждали, что в первый день Пасхи колдунью-пережинщицу приведет в дом "невидимая сила - хоть бабе и незачем было идти, а придет". Поляки Вармии раздевались донага, оборачивались в простыню, закрывали окна и двери и били веником порог дома - чаровница должна была прийти и коснуться угла дома, чтобы прекратить это битье, которое доставляло ей нестерпимую муку.
В Полесье в ночь на Ивана Купалу разбрасывали коноплю по дороге, где скот идет на пастбище или же протягивали поперек дороги нитку, веря, что корова ведьмы, тянущей молоко, не сможет перейти через коноплю или через нитку, она будет реветь и поворачивать назад.
Широко известно также калечение животных, в которых якобы обращается ведьма. В Полесье в купальскую ночь караулили в хлеву ведьму, .которая могла выдоить корову; заметив лягушку или кошку, отрубали ей лапу, а наутро узнавали, что одна из соседок "кульгае" (хромает) - она и есть ведьма.
К древнейшим способам распознавания ведьм относится "испытание водой". Кашубы считали, что ведьму можно узнать по тому, что брошенная в воду, она не тонет. Подобное верование записал у сербов Вук Караджич. Этот способ сравнительно недавно еще применялся на Украине: во время засухи, которую приписывали злокозненным действиям ведьм, всех женщин загнали в реку, чтобы определить, кто из них ведьма.