Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

Л. А. Софронова

МИФ В КУЛЬТУРЕ: ЧЕЛОВЕК - НЕ-ЧЕЛОВЕК

(Миф и культура: Человек - не-человек. - М., 1994. - С. 3-5)


 
Культура никогда не живет вне мифа. Он - ее основа, ее форма, ее содержание. Он существует в свернутом и развернутом виде, как метафора или символ, как сюжет. Среди мифов особое место занимают мифы о человеке, не только о его творении и обучении (мифы о культурном герое), но и мифы о месте человека в картине мира, о его идентификации. Одни из них сложились в архаические времена, другие - опираясь на предыдущие, складываются и поныне, как мифы о роботах, инопланетянах и пр. В этих мифах существенное место занимает противопоставление: человек - не-человек. Очевидно, что смыслы культуры, привязанные к человеку, как и представления о его месте в картине мира, в пространстве, во времени, не остаются неизменными. Но постоянным сохраняется противопоставление; человек - не-человек, а также тенденция очертить границы человеческого "Я". Эти границы постоянно проверяются, еще и еще раз человек сопоставляется с себе подобными и не подобными. Он оказывается в центре исторического процесса и мира (Н. Бердяев).
В контексте культуры человеку непременно противостоит некий антипод. Это может быть просто отрицательный герой, противник, враг, сверх-человек, романтический злодей, дьявол или смерть в человеческом облаке, трудно различимые мифологические персонажи. Они могут быть узнаны и не узнаны человеком, могут принципиально скрывать свою природу под маской человека, сохраняя непременно определенные приметы не-человеческой природы. Очень важно, что эти персонажи обязательно выступают на одной плоскости с человеком, занимает одно и то же пространство.
В этих персонажах происходит отторжение негативных черт человеческого "Я", в них концентрируются представления об отрицательно заряженной энергии мира, они же способом от противного описывают собственно человеческую природу. В этих персонажах заложено мифологическое знание о мире, свойственное различным эпохам, живущее гораздо дольше, чем мы иногда предполагаем.
Человек очень часто оказывается не стабилен в своей природе и способен к превращениям: в растения, животных, кукол, машин, в демонологических персонажей. Соответственно круг "живой" и "неживой" природы при определенных условиях трансформируется в человека. Трансформации эти бывают истинные и мнимые. Они всегда построены по "мифологическим" правилам и соответствуют вечным образцам. Эти трансформации манифестируют связь человека с миром природы или с "иным" миром. Они указывают на утрату души - при превращении в куклу или машину, на потерю подлинно человеческих свойств. При обратной трансформации кукла наделяется миром души, растение говорит человеческим голосом, животное попадает под власть высоких чувств, робот награждается человеческой системой ценностей. То есть все эти персонажи движутся к икру человека, а не взаимозаменяются внутри своей системы.
Трансформации могут быть не окончательными. Члены оппозиции: человек - не-человек, меняясь местами, возвращаются в исходное состояние. Во многих случаях эти трансформации реализуют триаду: Бог - человек - дьявол. Она живет подспудно и в тех случаях, когда кажется, что религиозная картина мира стерта. Всегда они нацелены на создание образа человека, и как все мифологические представления, связанные о человеком, несут информацию о зонах жизни, картины мира в целом, опасных для человека, для его сущности. То, чего человек боится в разные времена, чем он страшится стать, на что в его жизни налагаются культурные запреты, выявляется из противопоставления человека и не-человека в разных его ипостасях. Так создаются новые измерения картины мира.
Это противопоставление, прослеженное на различном мифологическом материале, вплоть до современного (оно многократно эксплуатируется современной массовой культурой), раскрывает представления о человека в различные историко-культурные эпохи в мифологическом аспекте и свидетельствует о границах человеческого. Оно определяет вечно повторяющиеся важнейшие культурологические установки в построении образа человека и его антипода, без знания которых наши представления о типе и системе культуры были бы неполными.