Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

Н. А. Огурцова

ТРАДИЦИОННАЯ БУМАЖНАЯ КНИГА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

(Система ценностей современного общества. - Новосибирск, 2011. - С. 221-226)


 
Современное российское общество находится на пути становления качественно нового культурно-исторического этапа, важнейшей характеристикой которого является информатизация всех сфер жизни человека. Это связано с интенсивным развитием и переходом на новые электронные (интернет) технологии. Появление новых технологий привело к изменению характера и структуры производства, роли и функции человека в нем.
Таким образом, данная характеристика современного общества повлекла за собой перемены в различных областях жизни человека. В настоящее время наметились изменения в культурной, духовно-нравственной жизни российского общества. Происходит смена ориентиров в понимании духовно-нравственных и материальных ценностей. "Глобализация средств массовой информации и коммуникации, видоизменение всей структуры коммуникативного опыта человечества связана с развитием интернет-технологий и сетевых инноваций" [1, с. 95]. Это обстоятельство привело к некоторым изменениям в отношении молодежи к традиционному книжному наследию человечества.
Информатизация всех сфер жизни человека привела к появлению нового типа представления информации - электронным книгам. На наш взгляд, можно условно выделить следующие виды современных книг. Помимо традиционных, "бумажных", книг в настоящее время активно распространяются электронные книги, которые можно разделить на две группы: аудиокниги и текстовые книги. Вместе с тем, электронные текстовые книги также различаются по формату представления информации, например, тексты в формате html - в Интернете, doc - в редакторе Word.
Исходя из того, что электронный носитель с записанной на нем информацией является электронным документом, а собрание документов - это библиотека, анализ функционирования электронных библиотек в социокультурном пространстве Интернета очень актуальная тема. Вместе с тем, на наш взгляд, интересным является вопрос - до какой степени современное интернет-пространство может не столько передавать информацию, сколько выполнять функцию сохранения подлинного книжного (художественного) наследия? К сожалению, эти вопросы до настоящего времени изучены недостаточно и требуют серьезного исследования [2, с. 30-31].
Хочется отметить, что положительные сдвиги обозначились в работе библиотек в результате создания собственной электронной библиотечной базы. Появилась возможность, используя сеть Интернета, работать в удаленном доступе с богатейшим книжным фондом, хранящемся в крупнейших библиотеках нашей страны и всего мира. Это способствует ускорению прогресса и положительно влияет на развитие научных достижений в широких областях деятельности человека. Например, благодаря Интернету можно изучать и знакомиться с дpевнеpусскими pукописными и печатными книжными памятниками ХV-ХХ веков, которые оцифрованы отделом Редкой книги ГПНТБ [3].
Перейдем к рассмотрению бумажной книги как традиционной духовно-интеллектуальной ценности современного общества. В целях определения уровня понимания ценности традиционной книги и выявления наиболее предпочтительного способа получения информации среди молодежи нами было проведено анкетирование студентов новосибирских колледжей и вузов.
Результат проведенного анкетирования среди молодежи показал:
- снижение ценности традиционной бумажной книги;
- предпочтительное получение информации через Интернет;
- отношение к традиционной книге как эстетической ценности.
Большинство опрошенных студентов НГТУ (70 человек) указали на следующие недостатки традиционных (бумажных) книг:
- высокую стоимость;
- небольшой ассортимент в конкретном магазине;
- отсутствие бумажных книг по узкой тематике в небольших городах и даже отдельных регионах;
- сложность поиска нужной информации в бумажной книге (по сравнению с электронной);
- проблемы хранения бумажных книг.
Вместе с тем, большинством опрошенных отмечены следующие преимущества бумажных книг перед электронными:
- имеет эстетическую ценность;
- можно коллекционировать, создавая домашнюю библиотеку;
- возможность чтения в удобном для читателя месте: например, в автобусе, поезде, кровати и т.д.;
- большое число книг (особенно научных, по узким специальностям) существует пока только в бумажном виде.
Таким образом, можно сделать вывод, что недостатки бумажных книг являются продолжением их достоинств, и в целом они не столько противостоят электронным изданиям, сколько дополняют их.
В современную эпоху интенсивного развития информационных технологий сохранение книжного наследия, воспитание культуры чтения и уважительного отношения к книге становится общенациональной задачей.
Анализ анкетирования 450 человек (различного возраста, пола и материального достатка), проведенный под руководством единой библиотечной системы, показал тревожные изменения, произошедшие в книжной культуре за последнее время:
- книга и чтение в структуре досуга вытесняется экранной культурой, чтение становится поверхностным, прагматичным, и, вместе с тем, более развлекательным;
- новые жанры (фэнтези, триллеры, комиксы) вытесняют такие жанры, как объемные приключенческие романы, реалистическую "производственную" (городскую) и "деревенскую" прозу;
- практически отсутствует чтение как формирующий фактор духовных и нравственных качеств;
- чтение все больше делится на женское и мужское (гендерные различия), но теряет национальный признак;
- из чтения детей (включая начальную школу) уходит детская книга, особенно детская периодика [4, с. 192].
В настоящее время наблюдается тенденция снижения ценности традиционных книг, они становятся невостребованными подрастающим поколением, хотя на протяжении многих десятилетий книга была важнейшим источником духовного становления человека, развития творческих, эстетических, культурных и других качеств личности [5, с. 301].
Учитывая перечисленные недостатки, на наш взгляд, необходимо скорректировать дальнейшую деятельность библиотек таким образом, чтобы из книгохранилищ библиотеки превратились в культурно-просветительские центры. Интенсивное развитие культуры чтения, воспитание любви к книгам и понимания ценности книг среди самых различных возрастных и социальных групп населения - это основная задача современных библиотек, деятельность которых должна выходить за рамки простой выдачи книг. Однако подобные перемены требуют немалых дополнительных материальных и духовных затрат. "Сегодня библиотеки и читатели в значительной степени оказались зависимыми от преобразований в социальной и культурной жизни общества, от снижения уровня жизни населения и сокращения его свободного времени, от недостаточного бюджетного финансирования местными органами власти" [6, с. 115]. Несмотря на все трудности многие библиотеки научились зарабатывать деньги и доказывать свое право на существование и развитие, свою востребованность. Новый творческий подход можно отметить в работе некоторых библиотек, например, таких как Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, Детская библиотека-клуб им. Н. Носова и другие библиотеки города Новосибирска и области [7, с. 204-208]. Сегодня очень важно привлечь внимание властных структур и всего общества в целом к проблеме чтения, его мотивации, к воспитанию литературных вкусов молодого поколения, а также к пониманию необходимости развития библиотек как важных социокультурных институтов.
Помимо районных и областных библиотек города, в сохранении книжного наследия Сибири необходимо выделить деятельность музеев книги. А именно, Музея редкой книги, созданного при Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН (ГПНТБ), а также Городского центра истории новосибирской книги.
Отдел редких книг и рукописей ГПНТБ насчитывает более 50 тысяч единиц хранения. По статистическим данным, средняя ежегодная посещаемость Музея составляет более 5000 человек. Каждый год проводится не менее десяти стационарных и передвижных выставок. Коллекция древнерусских книг отдела - одна из крупнейших в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Музей редкой книги ГПНТБ успешно выполняет сложнейшую задачу: с одной стороны, делает максимально доступными современникам фонды редкой литературы, с другой - обеспечивает их сохранность для будущих поколений. Важнейшим этапом работы является создание сводного каталога этих материалов, причем не только в традиционном печатном виде, но и в электронном [8].
Сохранение книжного наследия Новосибирска - важная сфера деятельности Городского центра истории новосибирской книги, основанного в 2004 г. при Централизованной библиотечной системе Железнодорожного района города Новосибирска. Коллекция Центра формировалась в течение 6 лет на базе общественного музея "Новосибирская книга". Первоначально музей создавался Новосибирской областной организацией "Общество книголюбов". Экспонаты, которые отражают историю развития литературы, передавали жители Новосибирска и родственники сибирских писателей. Городской центр истории новосибирской книги собрал более десяти тысяч уникальных материалов, раскрывающих историю развития литературы и книги нашего края. Гордостью и украшением Центра является уникальная коллекция книжной графики.
В 2009 году Городской центр истории новосибирской книги получил отдельное большое помещение, и в настоящее время Центр является не только хранилищем уникальных реликвий, но и важным источником информации для посетителей. В целях сохранения книжного фонда и удобства работы читателей с уникальной коллекцией в настоящее время создается электронная версия всего фонда [9, с. 126-133].
Просветительская работа среди жителей Новосибирска является важнейшим направлением деятельности Городского центра истории новосибирской книги. Центр успешно реализует поставленные им задачи: воспитание гражданственности и патриотизма, повышение качества образования, расширение кругозора, воспитание познавательных интересов, развитие интеллектуального и духовного потенциала среди молодежи и жителей Новосибирска. На базе Центра проходят многочисленные школьные конкурсы и викторины, научно-практические студенческие конференции по актуальным вопросам современности и другие социально-культурные мероприятия.
Таким образом, деятельность Городского центра истории новосибирской книги является показательным примером для функционирования всей библиотечной системы города. На наш взгляд, для сохранения книжного наследия и ценности самой книги необходимо несколько видоизменить и усовершенствовать деятельность новосибирских библиотек, преобразовав их из хранилищ книжного наследия в образовательные и культурно-развивающие центры. Однако подобные перемены требуют немалых дополнительных материальных и духовных затрат. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо привлекать инициативную молодежь для оказания помощи библиотечным центрам в организации и проведении различных культурно-образовательных мероприятий, создании электронной базы литературного фонда и т.п. Необходимо также активнее проводить различные мероприятия, направленные на воспитание культуры чтения и понимание ценности традиционной книги как величайшего наследия нашего народа.
 

Литература

1. Лизунова И.В. Интернет как средство массовой коммуникации: опыт России // Книга в эпоху общественных трансформаций: этапы и итоги развития книжной культуры на востоке России в 60-е годы XX - начале XXI в. - Новосибирск, 2007.

2. Паршукова Г.Б. К вопросу о круге чтения в интернет-библиотеках // Книга, общество, читатель: современные аспекты. - Новосибирск, 2004.

3. Цифровая библиотека "Книжные памятники Сибири" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/rbook/ - Загл. с экрана.

4. Сухова Л.А. Библиотека - Центр книги и чтения (О программе Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького) // Книга, общество, читатель: современные аспекты. - Новосибирск, 2004.

5. Волкова В.Н. Книга и чтение на пересечении эпох и культур: из века XIX в век XXI (сибирские наблюдения). - Новосибирск, 2009.

6. Зырянова И.К. Интересы и потребности читателей ЦБС им. М.Е. Салтыкова-Щедрина Заельцовского района г. Новосибирска // Книга, общество, читатель: современные аспекты. - Новосибирск, 2004.

7. Мулярова Е.А. Отдыхая - познаем, познавая - отдыхаем (Из опыта работы детской библиотеки-клуба им. Н. Носова) // Книга, общество, читатель: современные аспекты. - Новосибирск, 2004.

8. Отдел редких книг и рукописей ГПНТБ СO РАН [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/win/rbks.html - Загл. с экрана.

9. Левченко Н.И. Центр истории новосибирской книги // Библиотеки Новосибирской области: середина XX - начало XXI в. - Новосибирск, 2009.


Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru