Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

Т. А. Агапкина

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

(Миф и культура: Человек - не-человек. - М., 1994. - С. 15-18)


 
В традиционной культуре восточных славян 19-20 вв. заметное место занимает стереотип "чужого". К "чужим" заведомо относятся собственно не-люди (демонические существа, предки, животные и др.), а также люди извне (инородцы, люди иного социального положения и происхождения, путники, отчасти, нищие и т.п.). При общении с этими категориями "чужих" и сам человек зачастую ориентируется на отказ от норм, принятых между людьми, и становится на время как бы одним из "чужих", им подобным.
Вместе с тем, "чужесть" отнюдь не всегда отождествляется с чужеродностью и иномирностью; во множестве ситуаций она проецируется на внутреннюю жизнь социума. Статус "внутренне чужого", т.е. маргинала, обладая свойством отторжения (отчуждаемости), может закрепляться практически за каждым членом этого социума, "мигрируя" от одного человека к другому и постоянно присутствуя в традиции в целом.
1. Маргиналы поневоле. Чтобы стать "чужим среди своих", достаточно обладать некими эзотерическими знаниями или умениями (знахарь, кузнец, мельник и др.), оказаться в пограничной ситуации, связанной с неопределенностью или переменой социо-возрастного положения (молодожены, рекруты), или в "социальном карантине", например, после длительного пребывания за пределами "своего" мира (отходники, солдаты, возвращающиеся со службы) и т.д. Подобный статус приобретают и люди, принявшие на себя определенные ритуальные роли, исполнение которых требует отступления от человеческого начала (например, отказ от речи) и разрыва социальных связей (жизнь вне семьи). В наиболее концентрированном виде это проявляется в поведении ряженых, особенно - южнославянских русалий. К свойствам, способствующим причислению человека к рангу маргиналов, относятся как постоянные физические недостатки и уродства (слепота, глухота, немота), так и окказиональные факторы, ср., например, восприятие роженицы, женщины после дефлорации в во время mensis как "нечистых".
При всех различиях между перечисленными группами их роднит, пожалуй, лишь одно: отношение к ним со стороны социума. Это отношение обнаруживает высокую степень внутренней консолидации социума и выражается в самом общем смысле - в изоляции маргиналов. Ср. хотя бы воздержание от установления с ними дружеских в родственных связей, избегание контактов, в том числе - физических (неговорение а ними, запрет дотрагиваться, например, до молодоженов, неназывание их по имени), избегание посещения их жилища без особой необходимости, а также развитая система налагаемых на ник ограничений в запретов, в том числе - ограничение их социальных в ритуальных ролей (нельзя быть кумой, свахой и т.д.). В отдельных случаях сами маргиналы особым образом "помечают" себя, предупреждая окружающих об исходящей от них опасности (ср. колокольчики на рекрутах, добровольное молчание гробовщика, красная повязка на женщине во время mensis и др.).
Вместе о тем, социум, как правило, накладывает ограничения лишь на сферу своего контакта с маргиналами и на их контакты с "культурной" средой (женщине во время mensis нельзя посещать сад и огород, дотрагиваться до охотничьего инвентаря и т.д.), но практически никак не влияет на поведение самих маргиналов, порой резко нарушающее обыденные нормы (им позволено то, что недопустимо для других, ср., например, бесчинные выходки рекрутов или ряженых).
Для маргиналов, временно пребывающих в этом статусе, предусматриваются специфические способы возвращения их в лоно обыденной жизни, приобщения к "своему" (ср. очистительные ритуалы, через которые вынуждены проходить молодожены, роженица, ряженые и др.).
2. Добровольные маргиналы. Вполне естественно, что человек, по собственной воле игнорирующий или отвергающий принятые правила ритуализованного поведения, также выводит себя на периферию социума и провоцирует восприятие себя как "чужого" (врага etc.). Так, женщина, не пришедшая к купальскому костру, почти тотчас же объявляется ведьмой (ср. в купальской песне: "Кто не выйдет на наше Купайло, Чтобы ему руки и ноги поломало. Ведьма не вышла, Дочки не пустила..."). Однако в отличив от маргиналов поневоле, отношение социума к добровольным маргиналам отличается большей активностью и выражается обычно в осуждении, угрозе и наказании. Тем самым общество в который раз декларирует свой нормативный кодекс и систему ценностей, на примере заблудших наставляя остальных. Таким образом социум реагирует, например, на неучастие индивида в каких-либо коллективных ритуалах и формах общественных увеселений (ср. обычай мазать дегтем ворота в домах девушек, не посещающих посиделки; проклятия в адрес тех, кто не участвует в масленичных забавах, и др.). Особому осуждению подлежат те отклонения от общепринятых норм, которые угрожают благополучию социума в целом (ср. общественные бедствия, которые может спровоцировать невеста, утратившая невинность до брака, а также формы ее наказания). В ряде случаев осуждение, впрочем, может выражаться в ритуальных формах, восстанавливающих status quo, ср., например, раскидывание заборов. поставленных до праздника Благовещения, или выкапывание самоубийц, похороненных родственниками - вопреки правилам - на кладбище (а не вне его), - поскольку и то, и другое грозит летней засухой. Вместе с тем, те нарушения установленного порядка, которые еще могут быть исправлены (в том числе - и со временем), подлежат облегченным формам порицания. Почти шутливый характер имеют, например, масленичные ритуалы, с помощью которых наказывают молодых людей, не вступивших в брак в прошедший мясоед. В то же время девушка, имевшая возможность выйти замуж, но отказавшая сватам, подвергается большему осуждению.
3. Маргиналы в круге жизни. При известном взгляде на проблему маргинальность можно рассматривать как свойство, присущее отдельным этапам человеческой жизни как таковым. От рождения до смерти человек движется в структуре социума как бы по диаметру: войдя в "этот" мир из "иного", человек мигрирует к центру социума. На начальных этапах жизни это перемещение сопровождается постепенной утратой маргинальности, что связано с прохождением всех положенных человеку ступеней поло-возрастной адаптации. Человек последовательно приобретает имя, "культурно" оформленные признаки пола (одежда, украшения, занятия), право на участие в жизни определенных поло-возрастных груш и выполнение некоторых ритуальных и социальных ролей и, наконец, право на брак. Выйдя к концу жизни из активного возраста (т.е. периода "воспроизводства" жизни и материальных благ), человек вновь движется к краю, в известном смысле десоциализируясь. Отношение социума к маргиналам жизненного круга (прежде всего, разумеется, к тем, кто находится в его начале) можно сформулировать как поддержку, выражающуюся в целом комплексе мероприятий, направленных на вовлечение индивида в "сообщество своих" (ср. обучающие "программы" для девочек и мальчиков, ритуалы, связанные с первым приобщением их к ремеслу, инициационные обряды, маркирующие вхождение молодежи в половозрастную группу брачного возраста, и др.).