(Славистика. Индоевропеистика. Ностратика. К 60-летию со дня рождения В.А.
Дыбо. - М., 1991. - С. 113-117)
1. Особенность китайского языка как языка слогоморфемного состоит в том, что
его минимальной значимой единицей является слог, способный выступать в качестве
носителя некоторого значения. Слог китайского языка может состоять как из одной
слогообразующей фонемы, так и из большего числа фонем. В современном китайском
национальном языке однофонемный слог может состоять из одной гласной или слогообразующего
сонанта r. Для того, чтобы отдельная фонема - смогла образовать самостоятельную
слоговую морфему требуется, чтобы она обладала тоном. Таким образом, просодия
морфемы независимо от ее состава является той организующей силой, которая поддерживает
фонетическое единство слога, а в случае необходимости превращает в слог отдельную
фонему.
2. Функции фонемы европейских языков, в частности, русского распределены в
китайском между фонемой и слогом. Фонема русского языка выступает как смыслоразличительная
единица, которая легко выделяется в составе слога, но в принципе может обладать
собственным значением. Фонема китайского языка как смыслоразличительная единица
легко выделяется из состава слога, но самостоятельно выступает в речи только
в том случае, когда приобретает соответствующее просодическое оформление, т.е.
тон. Таким образом, фонемы китайского языка вне просодического оформления выступают
как фигуры, а слоговые морфемы, обладающие просодией, выступают как знаки плана
выражения.
3. Морфема китайского языка представляет собой слог, обладающий тоном. Морфему,
состоящие из двух и большего числа слогов является .либо заимствованиями из
иностранных языков, либо древнекитайскими двусложными словами, сохранившимися
в современном языке. Независимо от числа составляющих их фонем слоги китайского
языка обладают примерно одинаковой длительностью при отдельном произношении.
Таким образом слоги делят китайскую речь на отрезки примерно одинаковой длительности.
Слог является основной единицей ритма китайской речи, которая обладает отдельностью,
обеспечивающей его выделение из потока речи, и целостностью, которая обеспечивается
тоном или слоговой просодией.
4. Односложная морфема китайского языка подобно русской морфеме может выступать
как самостоятельно, так и в составе лингвистических единиц более высокого уровня:
слов, словосочетаний, предложений, но при этом непосредственно она входит в
такие количественные единицы как бином или трехслог. Просодическая характеристика
морфемы в этих двух синтаксических функциях различна. Выступая в составе сложной
лингвистической единицы односложная морфема характеризуется тоном и ударением,
но при самостоятельном употреблении она обладает просодией целого высказывания,
т.е. выступает как предложение, состоящее из одной слоговой морфемы. Фразовая
просодия морфемы может быть утвердительной, вопросительной, восклицательной.
Утвердительная и вопросительная интонация более всего характерны для употребления
односложной морфемы в составе диалога, восклицательная интонация возможна и
вне диалога.
5. Морфемы китайского языка группируются в количественные единицы, которые
представляют собой грамматическое, семантическое и просодическое единство. Количественные
единицы китайского языка непосредственно связаны с ритмом речи. Они представляют
собой аналогию метрическим единицам в музыке и стихосложении, где двуслог выступает
как аналог простого двудольного такта, трехслог - как аналог простого трехдольного
такта, четырехслог - аналог музыкальной фразы, т.е. сочетания двух простых двудольных
тактов. Эти аналогии свидетельствуют об общеметрических принципах организации
ритма китайской речи.
6. Двуслоги и трехслоги китайского языка по своим качественным признакам могут
быть как словами, так и словосочетаниями. Общим просодическим признаком, объединяющим
эти количественные единицы, является беспаузное произношение, характерное для
ритмической единицы. В этом двуслоги и трехслоги отличаются от слов и словосочетаний
европейских языков, где члены словосочетания разделены межсловесной паузой.
Слог количественной единицы, обладающий тоном полной конфигурации, является
ударным, слог, обладающий тоном неполной конфигурации, безударен. Крайним случаем
неполноты конфигурации тона является нейтральный тон. При определении акустической
основы ударения в современном китайском языке следует иметь в виду, что для
полной реализации тона требуется примерно вдвое больше времени, чем для минимальной
различимой реализации. Таким образом, различие между ударным и безударным слогом
сводится к различию в долготе. Такое соотношение слогов по длительности внутри
количественных единиц аналогично соотношению нот по длительности внутри такта,
из которых сильная доля такта - долгая, слабая - краткая. При этом биномы могут
быть либо двуударными, либо имеют ударение на первом слоге. Трехслоги же имеют
сильное ударение на первом и слабое на последнем слоге, между тем как их срединный
слог обычно бывает краток и редуцирован в фонетическом и просодическом отношении.
Просодия четырехслогов описана лишь частично. В настоящее время можно лишь сказать,
что одна их часть характеризуется цезурой, делящей их на два
двуслога, которые обладают просодическими признаками, свойственными биномам,
а другая их часть произносится без паузы как биномы и трехслоги.
7. Акцентная характеристика количественных единиц китайского языка зависит
от их синтаксических функций. Для просодии существенны две синтаксические позиции:
изолированная - вне предложения и связанная - в составе предложения. В современном
китайском языке имеются две акцентные модели. Биномы, второй слог которых произносится
под так называемым нейтральным тоном, обладают силовым ударением на первом слоге.
По своим акустическим признакам это ударение ничем не отличается от силового
ударения в европейских языках. Однако в большинстве слогов, где этимологические
тоны представлены в обоих слогах, имеет место другая акцентная модель, основанная
на способе реализации тона и на длительности слога, связанной с полной или частичной
его реализацией. В изолированной позиции бином первой акцентной модели имеет
силовое ударение на первом слоге, бином второй акцентной модели двуударен. В
контекстной позиции' бином первой акцентной модели также имеет силовое ударение
на первом слоге, между тем как просодия биномов второй акцентной модели зависит
от их места в предложении. В середине фразы перед паузой, делящей предложение
на некоторые коммуникативно существенные части, бином двуударен как и в изолированной
позиции. Во всех остальных случаях бином имеет ударение на первом слоге Трехслоги
имеют сильное ударение на первом слоге и слабое на третьем, четырехслоги имеют
сильное ударение на первом слоге и слабое ударение на третьем.
8. Экспериментальные данные позволяют считать, что для самих носителей китайского
языка полезным признаком словесного ударения является тональный признак: ударным
признается тот слог тон которого произнесен полностью и отчетливо, безударным
тот тон, который произносится не полностью. В метрическом отношении эти просодические
признаки количественных единиц китайского языка полностью соответствуют сильным
и слабым долям такта, а в случае двуударного произношениям бином является аналогом
синкопы двудольного такта, при которой обе ноты такта одинаково длительны. Именно
на этом эффекте основывается впечатление синкопированности китайской речи при
ее восприятии на слух.
9. Ритмическая организация просодии китайского языка продолжается в области
грамматики его количественных единиц, которые сочетаются друг с другом не только
по семантическим и синтаксическим, но также и по ритмическим правилам. Их смысл
состоит в том, что бином или любая другая количественная единица китайского
языка стремится вступать в синтаксические и семантические отношения с количественными
единицами того же количественного состава, образуя при этом сочетания, характеризующиеся
метрической симметрией.