(Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 502-503)
Тайские языки - семья языков, носители которой расселены на значительной части
п-ова Индокитай и в прилегающих районах Южного Китая. По поводу генеалогического
родства тайских языков существует 2 гипотезы. Согласно первой, они относятся
к китайско-тибетской семье языков; при этом их либо объединяют с китайским языком
в одну из подгрупп китайско-тибетской семьи, либо выделяют как обособленную
подгруппу, наиболее отклоняющуюся от других языков этой семьи (Р. Шейфер). Согласно
второй гипотезе, тайские языки родственны австронезийским языкам, а их сходство
с китайским языком объясняется позднейшими влияниями (П. Бенедикт). Отсутствие
достаточно убедительных доказательств обеих гипотез диктует предпочтительность
трактовки тайских языков в качестве отдельной семьи.
Первые исторически достоверные сведения о передвижении тайских народов относятся
к 12-13 вв., когда предки сиамцев, лао и шанов заселили современную территорию
обитания. Предполагается, что прародиной тайских языков была территория современной
провинции Гуандун и северных районов Вьетнама (А. Ж. Одрикур, С. Е. Яхонтов).
Отсюда предки народа ли переселились на о. Хайнань, а предки дуншуйских народов
- в Гуйчжоу и Гуанси (ок. 3 тыс. лет назад), куда на 1000 лет позже продвинулись
и предки чжуан.
Тайские языки делятся на следующие основные группы: 1) собственно тайские
языки, подразделяющиеся на 3 подгруппы: юго-западную [тайский (сиамский), лаосский,
шанский, кхамти, ахом, языки черных и белых тай, юан, лы, кхын], центральную
[тай (тхо), нунг, южные диалекты чжуанского языка], северную (северные диалекты
чжуанского языка, буи); 2) дун-шуйские (дун, шуй, мак, тхен); 3) сек; 4) лаккя;
5) бе; 6) языки ли; 7) лакуа; 8) лати; 9) языки гэлао (северный и южный). Последние
4 группы часто называют кадайскими языками. Родство их (кроме ли) с тайскими
языками весьма вероятно, но из-за недостатка материала окончательно не доказано.
Все тайские языки типологически близки между собой и относятся к изолирующим.
Фонологические системы структурно единообразны. Слог может быть открытым и закрытым.
В закрытых слогах противопоставляются долгие и краткие гласные. В открытых первоначально
были возможны только долгие гласные, но в некоторых тайских языках поздне развилось
противопоставление по долготе/краткости. В начале слога может быть любой согласный,
а в некоторых языках (сиамский, чжуанский, сек) и определенные стечения смычных
с сонантами r, l. В прототайском стечений согласных было больше, но в современных
языках они упростились. Заканчивать слог могут только смычные p, t, k, соответствующие
им сонанты, а также w, j. В языке сек сохранился конечный l, существовавший
в прототайском. Все тайские языки - тональные. В прототайском в открытых слогах
и слогах, , оканчивающихся на носовой согласный, могло быть 3 тона. Затем каждый
из них стал произноситься в высоком и низком вариантах, а число инициалей уменьшилось.
В современных тайских языках тоны перегруппировались, а в некоторых часть тонов
совпала.
В тайских языках в большинстве случаев морфема совпадает со слогом. Исключения
представлены главным образом редупликациями и заимствованиями. Словоизменение
отсутствует. Морфемы делятся на знаменательные и служебные. Аффиксация развита
слабо. Части речи выделяются по дистрибуционному признаку. Грамматические формы
образуются аналитически, т.е. при помощи служебных слов.
Способы словообразования во всех тайских языках сходны. Наиболее продуктивно
корнесложение, а также использование т.н. слов-аффиксов (термин А. А. Драгунова).
Настоящие аффиксы встречаются в очень небольшом количестве и не во всех языках.
Синтаксис тайских языков в целом единообразен. Отношения между членами предложения
указываются порядком слов или служебными словами. Подлежащее предшествует сказуемому,
дополнение находится в постпозиции к глаголу, определение - в постпозиции к
определяемому. В языках кхамти и чжуанском обычный порядок слов иногда нарушается
в результате заимствования синтаксических конструкций из других языков (в кхамти
из ассамского, в чжуанском из китайского).
Большинство тайских письменностей восходит к индийскому письму. Типологически
они делятся на 2 группы: "восточную" (сиамская, лаосская, черных и
белых тай, юан, лы, кхын) и "западную" (шанская и ахом). Первые, созданные
до 13 в., отражают исторический принцип в орфографии. Генетически сиамская,
лаосская, письменности черных и белых тай восходят к кхмерской, шанская, юан,
лы и кхын - к бирманской. Первый памятник тайской письменности - надпись на
стеле Рамакакхенга (1292). У чжуан в прошлом была письменность, созданная на
основе китайских иероглифов, которая вышла из употребления. Во 2-й половине
20 в. для чжуан, дун и ли языков в Китае и для тай и нунг во Вьетнаме были созданы
письменности на основе латинской графики.
Изучение тайских языков началось в 1-й половине 19 в., когда были написаны
словари и грамматики сиамского языка. До начала 20 в. публиковались главным
образом материалы по вновь открытым языкам. Сравнительно-историческое изучение
было начато А. Масперо (1911) и продолжено К. Вулфом, Бенедиктом, Ли Фангуем,
Одрикуром, Шейфером и др. Во 2-й половине 40-х гг. 20 в. начала изучаться типология
тайских языков (Ф. Мартини). В 50-х гг. появилось значительное количество работ
по тайским языкам Китая, принадлежащих китайским исследователям. В СССР изучение
тайских языков началось со 2-й половины 40-х гг. Внимание советских ученых привлекают
и структурно-типологические, и сравнительно-генетические аспекты исследования
(работы Л. Н. Морева, Ю. Я. Плама, А. А. Москалева, Яхонтова).
Литература
Морев Л.Н., Плам Ю.Я., Фомичева М.Ф. Тайский язык. М., 1961.
Яхонтов С.Е. О классификации языков Юго-Восточной Азии, в кн.: Страны и народы
Востока, в. 15. М., 1973.
Maspero H. Les langues thai, в кн.: Les langues du mond. P., 1952.
Shafer R. Bibliography of Sino-Tibetan languages, v. 1-2. Wiesbaden, 1957-63.
Shorto H.L., Jacob J.M., Simmonds E.H.S. Bibliographies of Mon-Khmer and Tai
linguistics. L.- N.Y.-Toronto, 1963.
Gedney W. Thailand and Laos, в кн.: CTL., v. 2. The Hague. - P., 1967.
Shafer R.Introduction to Sino-Tibetan, pt. 5. Wiesbaden, 1974.