(Э.А. Вольтер и балтистика как комплексная дисциплина. - Спб., 2006. - С. 17-19)
В 1885 г. Э. А. Вольтер первым начал изучение островного зетельского говора
литовского языка на территории Белоруссии. Относительно происхождения этого
говора, соединившего в себе западнобалтские и восточнобалтские черты, были высказаны
разные мнения. Э. А. Вольтер, основываясь на наличии западнобалтских реликтов
в говоре и статье Ипатьевской летописи 1276 г., считал зетельцев потомками пруссов,
посаженных князем Тройденом в районе Слонима [Вольтер 1911]. Дальнейшие исследователи
([Непокупный 1976: 125; Отрембский 1961: 8; Ochmański 1981: 67-68, У. Свяжынскi,
Квятковская 1997] и др.) либо приняли эту версию, либо её модифицировали, считая
пруссов Тройдена ятвягами. Мнение о происхождении зетельцев от пруссов или ятвягов,
посаженных Тройденом, следует отвергнуть, поскольку оно основывалось на неправильном
понимании летописной статьи 1276 г., где чётко написано, что пруссы, отправленные
на поселение в Слоним, были схвачены галицко-волынским отрядом.
А. Видугирис [1996: 88; 2004: 40-47] показал, что особенности этого говора
роднят его с ареалом западных аукштайтов, предки которых (ятвяги-дайнава) в
древности жили и на территории, занятой теперь южными аукштайтами.
По мнению исследователя, зетельцы являются потомками автохтонного ятвяжского
населения. Однако такому предположению противоречит как отсутствие на территории
левобережья Немана (в том числе и в Дятловском р-не) ятвяжских каменных курганов
второй половины I тыс., так и присутствие на этой территории славянских памятников
X-XI вв.
На основании данных археологии миграцию ятвягов на левобережье можно датировать
XI в. В это время на многих славянских поселениях, до этого не укреплённых,
происходят пожары и строятся оборонительные сооружения [Пiваварчык 1999].
И одновременно в XI в. на территории левого берега начинают возводиться каменные
курганы, погребальные памятники ятвягов. Вполне логично предположение, что
причиной военных бедствий, которые постигли славянские поселения и привели
к кардинальному изменению их планировки, была ятвяжская миграция с правого
берега на левый. Если эта гипотеза справедлива, то предки носителей зетельского
говора появились в Дятловском р-не именно в XI в.
Литература
Вольтер 1911 - Э. А. Вольтер. Следы древних Прусов и их
языка в Гродненской губернии // Известия Отделения русского языка и
словесности Императорской Академии наук. Т. XVI, кн. 4. Санкт-Петербург,
1911. - с. 151–160.
Квятковская 1997 - А. В. Квятковская. К вопросу о пруссах-переселенцах на
территории Беларуси в средневековье // Гістарычна-археалагічны зборнік. №
11. Беларусь у сістэме еўрапейскіх культурных сувязяў. Мiнск, 1997. - с.
9–14.
Непокупный 1976 - А. П. Непокупный. Балто-северославянские языковые связи.
Киев, 1976.
Отрембский 1961 - Я. Отрембский. Язык ятвягов // Вопросы славянского
языкознания. Вып. 5. Москва, 1961. - с. 3–8
Пiваварчык 1999 - С. А. Пiваварчык. Да этнічных працэсаў на Панямонні ў
раннім сярэднявеччы Białoruskie Zeszyty Historyczne. № 11, Białystok, 1999 -
http://kamunikat.net.iig.pl/www/czasopisy/bzh/11/11_recenzii.htm#01
Свяжынскi 1999 - У. Свяжынскі. Балты і балцкія гаворкі ў старажытнай
Бела-русі // Кантакты i дыялогi. № 2–3, 1999 - http://www.lingvo.minsk.by/mab/1999/02/03_02_1999.htm
Ochmański 1981 - J. Ochmański. Litewska granica etniczna na wschodzie od
epoki plemiennej do XVI wieku. Poznań, 1981.
Vidugiris 1996 - A. Vidugiris. Iš Zietelos ir pietų aukštaičių leksikos
sąsajų // Vakarų baltų kalbos ir kultūros reliktai. Klaipėda, 1996. - pp.
82–89.
Vidugiris 2004 - A. Vidugiris. Zietelos lietuvių šnekta. Vilnius, 2004.