(Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - М., 1959. - С. 207-226)
Вся совокупность современных лингвистических исследований может быть разделена
на две группы. К первой относятся такие исследования, которые изучают факты
различных языков мира для того, чтобы определить общие законы, управляющие
жизнью языков. Исследования этого рода, по самому своему заданию, не могут иметь
никаких хронологических и этнических рамок. Чем больше языков привлечено к
исследованию и чем разнообразнее эти языки, тем больше гарантий, что установленный
закон имеет всеобщий характер, а не является лишь обобщением тех отдельных и
случайных фактов, которые на этот раз оказались доступны наблюдению. Все языки
мира существующие сейчас или существовавшие ранее, получившие литературную обработку
или служащие только средством устного бытового общения, общенациональные международные
или являющиеся только местными диалектами, представляют для исследований этого
рода совершенно одинаковую ценность, потому что всюду, где есть язык, существуют
и те общие законы языковой жизни, познание которых составляет цель исследования.
Бесчисленное множество человеческих языков для исследований этого рода представляет
собой известное единство: разные языки здесь понимаются как разные исторически
обусловленные, проявления одной и той же сущности - человеческого языка вообще.
Цель такого исследования состоит не в том, чтобы установить наличность тех или
иных явлений в том или ином языке или даже во многих языках, а в том, чтобы
узнать, что всегда есть во всяком языке и каким образом одно и то же по-разному
проявляется в разных языках. Конечные результаты подобных исследований учат
нас, какие вообще возможны языки, что бывает в языках, какие факты
случаются
в жизни языков но при этом все такие возможности и случайности представляются
научному рассмотрению не как разрозненные явления, возникающие на поверхности
исторической жизни народов, а как следствия и проявления общих закономерностей.
Таким путем мы узнаем, например, из каких звуков может состоять человеческая
речь, как эти звуки бывают организованы в языках разных типов, каким образом
совершается переход одних звуков в другие в истории разных языков и т. д. В
этом - конечная цель той области знания, которая во Франции именуется la linguistique
générale и которая, на мой взгляд, заслуживает просто названия лингвистики,
науки о языке, в самом прямом и точном значении этого термина, если речь идет
о лингвистике как самостоятельной науке со своим собственным и специфичным
предметом.
Ко второй группе лингвистических исследований я отношу такие, предмет которых
составляет какой-нибудь один отдельный язык или одна отдельная группа языков,
связанных между собой в генетическом и культурно-историческом отношении. Принципиально
безразлично, изучается ли один отдельный язык или несколько языков, взаимно
связанных происхождением и культурной историей, потому что в последнем случае
такая группа языков есть не что иное, как один язык в виде ряда диалектов. Исследование,
посвященное группе славянских языков как таковых, т. е. выделенных в особую
группу именно по этому признаку их общей принадлежности к славянскому языковому
миру, естественно достигает своей цели только при том условии, что все славянские
языки, живые и мертвые, устные и письменные, обиходные и литературные, исследуются
как нечто целое и единое - иначе непонятно было бы самое объединение этих языков
в особый и самостоятельный предмет изучения. Нет никакого сомнения в том, что,
например, все индоевропейское языкознание есть наука об одном языке и что это
обстоятельство существенным образом, при том далеко не всегда положительно,
отразилось на тех общих учениях о языке, которые возникали среди специалистов
данной области. От исследований первой группы такие исследования, имеющие своим
предметом отдельную идиому, отличаются тем, что познание именно этой избранной
идиомы, в полноте ее конкретного исторического бытия, составляет для них конечную
задачу. Эти исследования устанавливают не то, что «возможно», «бывает», «случается»,
а то, что реально именно в данном случае есть, было, произошло. Разумеется,
никакое лингвистическое исследование, в том числе и такое, которое посвящено
отдельному языку, не может не пользоваться общими положениями лингвистики и
непременно должно исходить из того, что вообще возможно в человеческих языках.
Но для собственно лингвистических исследований такие общие положения составляют
их конечную цель, между тем как для исследований в области одного языка эти
общие положения служат лишь руководящими методическими указаниями. Обратно,
те законы, которые устанавливаются для отдельной идиомы, разумеется совсем не
безразличны для лингвистики в собственном смысле этого термина. Но для нее
такие законы служат лишь материалом ее собственных построений, потому что с
точки зрения конечных задач науки о языке это только один из многих частных
случаев, требующих совокупного анализа. Таким образом, на практике исследования
обоих типов очень тесно переплетаются, и часто между тем и другим направлением
лингвистической работы невозможно провести отчетливую границу. Исследования
в области отдельных языков питают собой общие лингвистические исследования
и позволяют вносить все большую точность в формулирование общих лингвистических
законов, а уточнение таких формулировок дает возможность и в отдельных языках
увидеть то, что ранее оставалось в них незамеченным. В неизбежности этого вечного
движения как раз и заключается залог бесконечного прогресса научного знания.
Но все же от того, что одна наука направляет работу другой и в то же время сама
пользуется материалом последней, обе науки не перестают быть разными науками
и не теряют каждая своего особого индивидуального места в общей системе наук.
Совершенно очевидно, что так называемая общая лингвистика невозможна без исследований
в области отдельных языков. Но это вовсе не значит, что задачи общей лингвистики
исчерпываются составлением сводок из материалов разных языков, так как уже
само по себе сопоставление подобных различных материалов рождает новые и специфичные
проблемы, для возникновения которых исследование отдельных языков не представляет
нужных условий. Точно так же ошибочно было бы думать, будто все значение исследований
в области отдельных языков заключается в их служебной роли по отношению к задачам
общей лингвистики. Доставляя последней необходимый материал, исследования в
области отдельных языков в то же время решают такие проблемы, которые возникают
только тогда, когда изучается какой-нибудь один язык и которые не стоят и не
могут стоять перед наукой о языке в специфическом смысле этого термина. Конечно,
никому нельзя запретить заниматься исследованием только одного языка с исключительной
целью оказывать в такой именно форме посильные услуги языкознанию. В любой научной
области существует необходимость в работах вспомогательных и предварительных.
Но, оставаясь на таком вспомогательно-служебном посту, не только нельзя самостоятельно
решать задачи, возникающие перед общей лингвистикой, но нельзя также просто
увидеть те специфичные задачи, которые в действительности должны определять
собой содержание исследований, посвященных отдельному языку. Я имею в виду
те задачи, которые возникают в силу того, что изучение отдельного языка, не
ограничивающее себя вспомогательными и служебными целями, а желающее быть вполне
адекватным предмету, непременно должно быть изучением истории данного языка.
Слово история в применении к языку может иметь разные оттенки значения, и
в них необходимо разобраться. Обычным сделалось, например, утверждение, что
всякое изучение языка должно и может быть только историческим. Это утверждение
в своей обшей форме правильно, но оно имеет разный смысл, смотря по тому, какого
рода изучение языка будем предполагать - изучение языков, как частных, исторически
известных, обнаружений человеческого языка вообще, т. е. изучение, согласно
с предыдущим, собственно лингвистическое, или же изучение отдельной идиомы
как индивидуального и своеобразного явления человеческой истории. Язык есть
условие и продукт человеческой культуры, и поэтому всякое изучение языка неизбежно
имеет своим предметом самое культуру, иначе говоря - есть изучение историческое.
Но общие законы, которым подчинено культурное развитие человечества, проявляются
в разных концах земного шара, среди разных человеческих коллективов, в зависимости
от местных условий настолько разновременно и своеобразно, что конкретная история
каждой отдельной культуры так же мало похожа на все остальные, как мало похож
на остальные и созданный данной культурой язык. С другой стороны, всякое явление
культуры, и, может быть, именно язык в особенности, обладает способностью сохранять
свою раз возникшую материальную организацию в качестве пережитка очень долгое
время после того, как закончился породивший его этап культурного развития.
Поэтому, если и можно говорить об общей истории человеческого языка вообще,
то, очевидно, совсем не в том смысле, в каком мы говорим об истории турецко-татарских
языков или одного османского. Нет сомнения в том, что каждая из засвидетельствованных
исторически идиом представляет собой известную стадию в каком-то едином процессе
формирования человеческого языка. Вполне понятно поэтому желание установить
ту или иную связь между разными типами языковых структур и разными стадиями
в развитии человеческой культуры, хотя бы практически эта задача часто представлялась
невыполнимо трудной. Но так как смена культурных стадий вовсе не непременно
предполагает смену языковых структур, потому что унаследованные от прошлого
структуры очень легко приспособляются к новым условиям, то ни о какой конкретно-исторической
и генетической преемственности между известными языковыми структурами в этом
смысле думать не приходится. Предполагать иное было бы равносильно предположению
о том, что, например, русский феодализм вырос из античного рабовладельческого
общества, а английский капитализм - из китайского феодализма. Абсурдность таких
предположений тем не менее ни в малой степени не колеблет той истины, что феодализм
приходит на смену рабовладельческому строю и сам сменяется капитализмом. Очень
возможно, - хотя и это еще нужно доказать точной интерпретацией точно установленных
фактов, - что флективный строй языка пришел на смену тому строю, который представлен
так называемыми языками яфетическими, но это еще не означает, что отдельные
индоевропейские языки связаны с отдельными яфетическими языками реальной исторической
преемственностью, что каждый из известных индоевропейских языков был когда-то
яфетическим, а каждый из известных яфетических - будет когда-нибудь индоевропейским.
В смешении этих двух понятий историзма и в неизбежно следующих отсюда безудержных
насилиях над эмпирическим материалом различных языков, как мне кажется, заключается
основное заблуждение так называемого нового учения о языке, разрабатываемого
школой акад. Марра, хотя сама по себе идея единого глоттогонического процесса,
вдохновлявшая покойного ученого, при ином к ней подходе могла бы быть не только
увлекательной, но и безупречной с методологической точки зрения. Таким образом,
связь языкознания с историей остается несомненной, и общие лингвистические
законы - это, действительно, исторические законы, но только сфера их действия
- это не конкретная история конкретных человеческих коллективов, а общие отношения
культурно-исторической типологии.
Совсем другое дело историзм такого лингвистического исследования, которое
имеет своим предметом отдельный язык или, что то же, отдельное семейство языков.
Отдельный язык есть индивидуальное и неповторимое историческое явление, принадлежащее
к данной индивидуальной культурной системе, и он должен изучаться совершенно
так же, как изучается всякий иной член этой системы, во всей полноте своих жизненных
проявлений, отношений и связей. Как один из продуктов духовного творчества данного
культурно-исторического коллектива, в общем случае - народа, язык стоит в одном
ряду с письменностью, наукой, искусством, государством, правом, моралью и т.
д., хотя и занимает в этом ряду своеобразное положение, так как одновременно
он составляет и условие всех этих прочих культурных образований. Даже всецело
оставаясь на почве одного языка, т. е. изучая данный язык исключительно ради
него самого, а не для того, чтобы при помощи языка получить доступ к прочим
явлениям культуры, находящим в языке свое выражение, мы уже изучаем тем самым
соответствующую культуру, именно первую, и в известном отношении, может быть,
самую важную, главу ее истории. Исследователь отдельного языка является историком
вовсе не только потому, что он нуждается в широком историческом контексте для
объяснения установленных им фактов, а прежде всего потому, что предмет его
собственных исследований, язык, это тоже история, и уже сам по себе, наравне
с другими историческими явлениями, участвует в создании этого общеисторического
контекста. История народа без истории его языка в принципе так же не полна,
как, например, без истории его государства или права. Таким образом, отношения
между историей народа и его языком сложнее, чем предполагается ходячим афоризмом,
по которому язык есть зеркало истории. Язык действительно отражает историю народа,
но одновременно он и сам есть часть этой истории, одно из созданий народного
творчества. Это значит, что изучение данного отдельного языка есть вовсе не
только вспомогательная и техническая, но также прямая и непосредственная задача
того, кто изучает вообще соответствующую культуру. Поэтому всякий языковед,
изучающий язык данной культуры, тем самым, хочет он этого или нет, непременно
становится исследователем той культуры, к продуктам которой принадлежит избранный
им язык. Материальная организация отдельных продуктов культуры специфична,
и заниматься изучением языка без общей лингвистической подготовки так же невозможно,
как невозможно изучать правовые институты данного народа без общей юридической
подготовки. Отсюда неизбежная специализация по отдельным областям культуры
и разделение труда. Но поскольку обсуждаются общие принципы науки, со всей решительностью
нужно настаивать на том, что и при разделении труда между разными специалистами,
труд их остается все же общим. Поэтому общим должен быть и метод, хотя бы он
и испытывал различные модификации, в зависимости от специфичности того материала,
с которым имеет дело изучение отдельных явлений культуры. Общим, в частности,
для всех глав науки о культуре является то условие, в силу которого мы говорим
о них, как об отдельных главах действительно одной науки, и при том такой,
которая невозможна иначе, как именно история культуры. Разумеется, здесь речь
идет об истории не в том понимании этого термина, которое объявляет историческим
только то, что было и чего уже нет сейчас. Ведь если рассуждать последовательно,
то все, случившееся секунду тому назад, есть тоже бывшее, и есть ли вообще
при таких условиях какая-нибудь реальная возможность обозначить точную грань
между бывшим и небывшим? Очевидно это возможно только в том случае, если небывшее,
в точном соответствии с объективным значением этого выражения, понимать как
будущее. Поэтому единственная реальная грань, с которой может иметь дело наука
истории, - это грань между тем, что уже осуществилось, ,что имеет конкретное
жизненное воплощение, что можно наблюдать и постигать, хотя бы и не просто на
улице, а только в музее, и тем, что еще не осуществилось, к чему можно стремиться
или относиться с какими-нибудь мерами предосторожности и что в лучшем случае
можно только угадывать и предвидеть. Абсолютно неразрывная связь прошлого и
настоящего легко уясняется из того простого соображения, что все существующее
есть только видоизменение существовавшего. Только поэтому и возможно вообще
историческое предвидение. То, что есть, не с неба свалилось, а подготовлено
и рождено тем, что было, даже при том условии, если бывшее тем самым породило
свое собственное отрицание. Вот почему никакое изучение наличного факта культуры
не может не быть изучением генетическим, не может не ставить перед собой вопросов
откуда и почему. Всякая попытка отнестись к своему предмету, как к чему-то такому,
что существует само по себе и не заключает в самом себе неизбежно, хотя бы
в качестве вполне отрицательного момента, того, чем это «что-то» было прежде,
осуждает исследователя на изучение фикций вместо реальностей и потому ненаучна.
В применении к языку эта точка зрения требует некоторых специальных разъяснений.
Во-первых, не мешает указать, что только по поводу отдельной идиомы ответы лингвиста
на вопросы откуда и почему могут быть действительно реальными и конкретными,
потому что на эти вопросы вообще можно отвечать только в том случае, если они
предполагают какое-либо реальное культурно-историческое содержание. У русского
языка есть известные отношения не только к языкам сербскому или латинскому,
но также, например, и к языкам банту. Но в последнем случае это отношения типологические,
из изучения которых могут быть сделаны разнообразные выводы относительно закономерностей,
существующих в области организации человеческих языков и относительно структурных
связей между разными способами этой организации. Между тем отношения между русским
языком и сербским или латинским это уже не только типологическая, но также
реальная генетическая проблема, и сходства и различия в строении этих языков
получают надлежащее научное освещение лишь после того, как они будут поняты
не только структурно, но и как следствия определенных исторических событий.
Из различных наблюдений над разнообразными языками, положим, известно, что
звук а краткое может изменяться и фактически изменяется в звук о краткое открытое.
Но в применении к отношениям между латинским языком и славянскими подобная формулировка
непременно предполагает, что такое звуковое изменение действительно произошло,
как реальное историческое событие, в определенную пору и в определенных исторических
условиях, вследствие ли чисто физиологической эволюции данного звука или усвоения
одного языка другим племенем, в обстановке ли переселения говорящих коллективов
или какого-нибудь перелома в их бытовой или хозяйственной организации и т. п.
Очень часто именно такого, реально-исторического комментария к истории отдельных
фактов той или иной идиомы мы как раз и не имеем, но причины этого - просто
в мере наших знаний и в трудности задачи, в том, что наука еще «не дошла» до
этого, но вовсе не в том, что она и не обязана или не хочет доходить до подобных,
конечно, очень далеких границ исследования. Но перед собственно лингвистическим
исследованием, задача которого состоит в том, чтобы найти общие законы, регулирующие
жизнь языков, и сопоставляющим, например, с этой целью русский язык и языки
банту, подобные вопросы конкретного генезиса, действительно, даже и не возникают.
Тут, действительно, можно сопоставлять все, что угодно, со всем, что угодно,
- но только тут.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на естественно вытекающее из предыдущего
следствие, состоящее в том, что изучение языка в его современном состоянии есть,
в сущности, тоже историческое изучение. Этот вывод может показаться странным
и противоречащим действительному положению вещей. Так, например, в русском
языкознании на глазах нашего поколения изучение современного языка обнаруживает
заметную тенденцию обособиться от изучения русского языка в его прошлом, в качестве
особой научной специальности. Однако это противоречие мнимое. Это можно утверждать
даже несмотря на то, что указанная тенденция к обособлению изучения современного
языка от изучения прошлых состояний того же языка, при данном уровне нашего
лингвистического развития, содержит в себе также и положительную сторону. Все
дело в том, что хотя изучение современного языка есть непременно тоже изучение
историческое, изучение так называемой истории языка должно осуществляться в
идеале как раз теми методами, которые наиболее отчетливое применение пока получают
именно при изучении современного языка. Знаменитое учение де Соссюра о лингвистике
«статической» и «диахронической» способно повести к очень большим недоразумениям,
если следовать ему без должной критики и не отделить в нем зерно истины от
ложных выводов. Совершенно неверно было бы думать, будто статическая лингвистика
есть изучение непременно современного языка, а диахроническая - изучение истории
языка. На самом деле и современный язык это тоже история, а с другой стороны,
и историю языка нужно изучать не диахронически, а статически. Разумеется, так
можно говорить только в том случае, если толковать самое содержание этих терминов
де Соссюра на свой лад. Так называемый статический метод де Соссюра требует
изучения языка как цельной системы; иными словами, он предполагает одновременный
анализ всех фактов языка, одновременно присутствующих в данной языковой системе
как реальном орудии общения. Так как факты языка соотносительны, и например,
нет звука а, пока нет звуков е, о и т. п., и функции звука а в данном строе
языка могут быть совсем различны в зависимости от того, какие другие звуки
противопоставлены звуку а, то указанное требование, вытекающее из рассуждений
де Соссюра, безупречно, и самое формулирование его останется вечной заслугой
основателя женевской школы. Но если отнестись к этому требованию серьезно, то
не трудно прийти к заключению, что оно сохраняет свою силу и тогда, когда мы
изучаем язык не в его современном, а в прошлом состоянии. Очевидно, что и язык
в его прошлом состоянии мы только тогда можем изучить как живую историческую
реальность, когда будем видеть в нем цельную систему, в которой каждый отдельный
элемент обладает известной функцией только в соотнесении с прочими элементами.
И вот здесь-то самое слабое место традиционной истории языка. В целом разработка
истории языков в европейском языкознании остается еще на той стадии, когда
изучается история, точнее было бы сказать - внешняя эволюция отдельных, изолированных
элементов данного языка, а не всего языкового строя в целом. Сама по себе история
звука а остается фикцией, пока не показано, как изменения этого звука отражаются
на объективных функциях других звуков данной системы и как изменения других
звуков меняют функции звука а, хотя бы этот звук может быть и не менялся никогда
в своем качестве. Звук у в русском языке не заменялся никакими звуками с доисторической
эпохи, но одно дело звук у в VII в., а другое дело звук у в XX в., хотя бы он
сохранился сам по себе неизменным в тех же словах, в которых произносился тринадцать
столетий тому назад. Между тем, разумеется, ни в одном пособии по истории русского
языка нет главы под названием «история звука у». Из всего этого с непреложностью
следует, что подлинная история языка должна быть непременно историей «статической»,
в том смысле, который объективно принадлежит этому термину де Соссюра, хотя
самый термин этот явно непригоден и не выражает существа дела. Но если это
так, то, очевидно, в каком-то ином смысле должно быть истолковано также понятие
«диахронической» лингвистики. Содержание этого понятия уясняется из того, что
языковая система изменяется и что вся вообще история языка есть последовательная
смена языковых систем, причем переход от одной системы к другой подчинен каким-то
закономерным отношениям. Следовательно, мало открыть систему языка в один из
моментов его исторического существования. Нужно еще уяснить себе закономерные
отношения этой системы к той, которая ей предшествовала, и к той, которая заступила
ее место. В этом смысле, если угодно, можно говорить о «диахронии» языка, но,
с другой стороны, совершенно ясно, что самое противопоставление «синхронии»
и «диахронии» в языке есть противопоставление мнимое и не имеющее никакой почвы
в исторической реальности.
Итак, если история языка хочет быть адекватной своему предмету и изучать
реальность, а не абстракции, то она должна формулировать свою задачу следующим
образом. В том историческом процессе, который представляет собой существование
данного языка, должны быть выделены известные стадии, на каждой из которых изучаемый
язык представляет собой систему, отличную от предыдущей и последующей. Каждая
такая система должна быть изучена как реальное средство общения соответствующего
времени и соответствующей среды, т. е. в исчерпывающей полноте тех внутренних
связей и отношений, которые в этой системе заключены. Но так как каждая подобная
система есть лишь видоизменение предшествующей и предварительная стадия последующей,
то сама по себе она не может быть вскрыта, пока не уяснены закономерные отношения,
связывающие ее с хронологически смежными системами. Жизнь языка не останавливается
ни на минуту, и потому в каждом данном состоянии языка есть такие факты, которые,
с точки зрения более позднего состояния языка, представляются его зародышем.
Следовательно, в практическом исследовании невозможно изучать систему языка
в отдельности от элементов разложения, в ней неизбежно заложенных, и очевидно
только такое исследование полностью будет отвечать своей задаче, которое окажется
способно показать, как рождение одной языковой системы одновременно кладет
начало превращению ее в другую, и так до бесконечности. Но при всем этом ни
в коем случае нельзя забывать, что язык есть часть или отдельный член общей
культурной истории и что, следовательно, системы действуют, рождаются и разлагаются
не в безвоздушном пространстве, а в определенной общественной среде, жизнь которой
регулируется общими законами исторического процесса. Язык повинуется этим общим
законам исторического развития не пассивно, а активно, т. е. как и всякая иная
идеологическая форма, и сам в известных отношениях воздействует на историю,
например на историю письменности, историю идей и т. д. В частности, и у внутреннего
механизма языка есть свои собственные законы построения, от того или иного существа
которых во многом зависят конкретные явления фактического развития языковой
системы. Но движет этим механизмом все-таки не сам язык, как некая имманентная
автоматическая сила, а человеческое общество, осуществляющее в своих действиях
свое историческое назначение. Это значит, что конечный ответ на вопрос о характере
и причинах языкового генезиса может быть получен только от культурной истории
данного коллектива и что, следовательно, изучение отдельного языка, иначе -
история языка, есть наука культурно-историческая в абсолютно точном смысле этого
термина.
Разумеется, все это только идеал и мало похоже на действительное состояние
науки. Для осуществления этого идеала мало одного желания, а нужна еще громадная
работа, которая вряд ли может быть сделана в короткое время и которая требует
соответствующего общего лингвистического развития. Думаю все же, что это нисколько
не мешает формулированию самого идеала, потому что как бы далеко ни находилась
конечная цель пути, всегда нужно знать, куда идешь и куда хочешь идти. Самое
важное заключается в том, что этот идеал - не беспредметная утопия и что фактическое
развитие науки все равно с неизбежностью подготовляет его осуществление в более
или менее отдаленном будущем, независимо от частных побуждений и намерений
отдельных исследователей. В этом смысле нельзя, разумеется, ни одной минуты
сомневаться в объективной научной ценности тех знаний и выводов, которыми наука
истории языка, все равно какого, обладает уже и сейчас, так же как и в том,
что без этих знаний и выводов вообще никакая будущая наука истории языка попросту
невозможна. Однако и независимо от того приуготовительного значения, которым
обладает современная история языка по отношению к ее идеальным задачам, ее положения,
а также и методы, сохраняют самодовлеющее научное значение, но только, как
мне представляется, не лингвистическое собственно. Ведь нельзя сказать, будто
выяснение истории какого-нибудь отдельного звука или слова, взятого изолированно,
не представляет само по себе известного научного знания, не говоря уже о том,
что это необходимо знать для построения истории языковой системы в целом. Разумеется,
и такое знание есть научное знание, имеющее самостоятельную ценность. Как знание
языка, оно не может быть признано полноценным, потому что предмет этого знания асбтрактен . Но столь же безусловно, что таким путем мы узнаем совершенно
полноценные приметы, в которых нуждается, например, историческая этнография.
Очень легко понять возражения современных лингвистов против таких работ, которые
строятся на описании особенностей того или иного языка или диалекта. Язык,
действительно, невозможно изучать по его особенностям, но изучать этнографически
носителей данного диалекта по особенностям их речи не только можно, но и должно.
По-видимому, именно такое значение объективно принадлежит современной диалектологии,
в ее традиционных формах диалектографии и лингвистической географии, если отвлечься
от их подсобного значения для истории языка. Современная диалектология, оставляя
в стороне не получившие еще типического значения исключения, но включая и наиболее
поздние ее достижения, как например диалектологический атлас, есть именно этнография,
а поскольку она привлекает к делу исторические объяснения - историческая этнография,
точно так же, как к области исторической этнографии славянства относится, например,
учение об истории носовых гласных в славянских языках, взятое изолированно от
других проблем славянского языкового развития. Но и тут полезно еще раз напомнить
себе, что этого рода материал, особенно, например, в тех случаях, когда различные
изменения носовых в различных славянских языках и диалектах понимаются как
единый и цельный процесс, протекающий в определенных культурно-исторических
условиях, объективно принадлежит к лингвистической истории языка, которая рано
или поздно научится распоряжаться этим материалом в строгом соответствии со
своими собственными и специфичными задачами.
Перехожу к вопросу о внутреннем построении истории языка как особой и своеобразной
науки лингвистического и культурно-исторического содержания.
Вряд ли нужно доказывать, что в идеале история языка должна быть полной историей
языка, т. е. излагать свой предмет всесторонне. Иначе говоря, история языка
не может быть только историей звуков или только историей звуков и форм и т.
д. Это невозможно не только с внешней, формальной стороны с точки зрения требований
соблюдения полноты, но и по существу, потому что в реальной истории языковых
систем история форм зависит от истории звуков, история слов зависит от истории
звуков и форм и т. д. Так. например, для истории слов русского литературного
языка громадное значение имели некоторые фонетические процессы, пережитые славянством
в доисторическую эпоху. Ясно, что история звуков русского языка не будет вполне адекватна
предмету до тех пор, пока не будут указаны те следствия, которые возникали
из нее для словарного состава русского литературного языка. Нет сомнения, что
история языка должна заключать все те отделы, которые вообще предполагаются
изучением языка, сообразно отдельным членам его структуры. Таких основных отделов
должно быть три. Во-первых, язык представляет собой совокупность знаков, передающих
известные идеи, т. е. обладающих так называемыми вещественными значениями.
Во-вторых, эти знаки представляют собой известного рода формы, т. е. обладают
известным материальным устройством, проявляющимся в тех структурных взаимоотношениях,
которые создаются между отдельными знаками и их внутренними членениями в связной
речи. В-третьих, как знаки идей, так и образуемые ими формы материально различаются
одни от других при помощи звуков речи, из которых они состоят. При изучении
письменных языков прибавляется еще проблема буквенных знаков, при помощи которых
звуки речи изображаются на письме, и это существенным образом модифицирует
фонетическую проблему,- но далее я этого не оговариваю, молчаливо предполагая
в соответствующих пунктах возможность особой орфографической дисциплины. Соответственно
сказанному изучение языка делится на изучение слов как знаков, т. е. носителей
вещественных значений, на изучение слов как форм и изучение звуков, т. е. на
семасиологию, грамматику и фонетику. Первый из этих отделов сам состоит из трех
подотделов. Во-первых, в нем изучаются части слов, функционирующие как знаки
частичных идей, т. е. такие знаки, которые сами по себе не передают еще цельной
идеи и выражают лишь их составные части, элементы, оттенки и т. п., и становятся
выразителями цельных идей лишь в известных сочетаниях, осуществляющихся по определенным
законам. Этот подотдел может быть назван учением о словообразовании. Во-вторых,
в первом из названных трех отделов изучаются отдельные знаки цельных идей, это
лексикология. В-третьих, в нем изучаются законы сочетания знаков цельных идей,
что можно назвать фразеологией. Второй из основных отделов, грамматика, также
делится на три подотдела. Во-первых, здесь должны быть изучены общие принципы
построения форм, существующие в данном языке, - это морфология. Во-вторых,
здесь изучаются законы сочетания слов как форм в связной речи - это задача синтаксиса.
Но так как в большинстве языков известные классы слов выделяют в своем составе
особые элементы, служащие специальными механизмами для сочетания слов в связной
речи, то синтаксису этих языков должно предшествовать изучение таких механизмов,
- это учение о словоизменении. Наконец, третий основной отдел, фонетика, изучает
звуки речи и все, что относится к их организации и функционированию в языке,
как реальном орудии общения. Разумеется, излагаться эти отделы должны в обратном
порядке, т. е. сначала фонетика, затем грамматика и в последнюю очередь семасиология,
а все предложенное построение в целом может быть сведено в такую схему:
I. Звуки
Фонетика (для письменной речи - также орфография).
Грамматика:
II. Формы
а) Морфология (общее учение о словах как формах).
б) Словоизменение (учение об элементах, служащих для сочетания слов как форм).
в) Синтаксис (учение о законах сочетания слов как форм).
Семасиология:
ІІІ. Знаки
а) Словообразование (учение о частях слов как знаках частичных идей).
б) Лексикология (учение об отдельных словах как знаках полных идей).
в) Фразеология (учение о законах сочетания слов как таких знаков).
Так как язык с внешней стороны представляет собой физическую материю (звуки),
а своей внутренней стороной, вещественными значениями, отражает предметы и
понятия исторической действительности, то у тех отделов лингвистики, которые
имеют своим предметом эти пограничные области языкового знака, существуют еще
свои пропедевтические отделы, в которых соответствующий лингвистический материал
обследуется со стороны своих внешних (с лингвистической точки зрения) качеств.
Для фонетики такими пропедевтическими дисциплинами служат физиология и акустика
звуков речи, а для семасиологии - лексикография, т. е. регистрация наличных
словарных средств в их отношениях к обозначаемым вещам и понятиям.
К предложенной схеме нужно теперь сделать три дополнительные примечания.
Первое из них касается понятия морфологии. Обычно слово «морфология» употребляется
как общее название, объединяющее проблемы словоизменения и словообразования.
Но такое объединение придает внешность единого предмета явлениям, по своему
содержанию совершенно разным, ас другой стороны, мешает рассмотреть за конкретным
содержанием этих разнородных явлений то, что у них есть действительно общего,
именно то, что дает право смотреть на всякий звук или совокупность звуков речи,
обладающие известным значением, как на морфемы вообще. Как явления словообразования,
так и явления словоизменения содержат обильный материал, показывающий, как
в данном языке создаются те отношения между морфемами разных типов, которые
порождают слово с точки зрения его внутреннего устройства. Вот эти-то общие
проблемы устройства слова и должны составить предмет особой грамматической
дисциплины, которую удобнее всего называть морфологией. Но не трудно видеть,
что морфология в таком смысле не есть еще учение о конкретных явлениях словообразования
или словоизменения: так, она изучает не звуковой вид и значение различных морфем,
а только возможные в данном языке отношения между морфемами, порождающие слово
как известную форму (думаю, что, говоря так, употребляют этот термин в духе
учения Фортунатова).
Во-вторых, сказанное делает понятным также и то, почему в предложенной схеме
учение о словообразовании отнесено не к грамматике, а, вопреки традиции, к
семасиологии. Существует все же вполне очевидное различие между значениями вещественными
и формальными, и состоит оно в том, что формальные значения передают отношения
между знаками мысли, а не сами мысли. Между тем основные явления словообразования
- аффикс, корень, основа и пр. - имеют непосредственное отношение именно к вещественным
значениям и их оттенкам. Нетрудно понять, что заставляет традицию видеть в
учении об этих элементах языка один из отделов грамматики. Причина этого несомненно
заключается в том, что в словообразовании, как и в грамматике, речь идет не
о цельных словах, а об известных элементах слов, а потому и словообразование,
подобно грамматике, учит тому, как строится язык. Но ведь и фонетика тоже изучает
строй языка, и опять-таки именно строй языка должна изучать лексикология и фразеология,
так как организация значений внутри слов и их сочетаний имеет свою технику.
Вообще вся система дисциплин, представленная в приведенной схеме, в конце концов
имеет своим единственным предметом именно строй языка. Это может казаться недостаточно
ясным по отношению к лексикологии, но только тогда, если понимать под лексикологией
простое собирание слов и их внешнее, словарное описание. Но если понимать лексикологию
как науку о значениях слов в их истории, продолжающуюся в фразеологии, в которой
изучаются законы сочетания значений слов в их истории, то распространенное представление
о том, будто лексикология это, собственно, не лингвистика или «не совсем» лингвистика,
сохранит для себя почву разве только в том факте, что явления лексикологии
неисчислимы, в то время как число звуков, суффиксов и флексий для каждого языка
может быть установлено с точностью до единицы. Но этого рода соображения лишены
всякого принципиального значения. Другое дело, что фактическое состояние лексикологии,
да и всего семасиологического отдела, остается пока плачевным. Но и здесь будем
надеяться на лучшее будущее и активно содействовать тому, чтобы оно наступило.
В-третьих, для лучшего понимания приведенной схемы очень важно помнить, что
все ее три основных отдела должны представляться связанными между собой самым
тесным и непосредственным образом. Нет формы без звуков, но нет и идеи без формы
и, следовательно, без звуков, а потому в практическом исследовании всегда возникает
множество вопросов, имеющих одновременно значение, свойственное разным отделам
схемы. Решение морфологических и словообразовательных вопросов обычно зависит
от состояния наших знаний по фонетике, решение синтаксических и лексикологических
вопросов связано с проблемами морфологии и словообразования, решение фразеологических
вопросов невозможно без предварительной разработки вопросов синтаксиса и лексикологии.
Таким образом, каждый из очередных отделов служит своего рода введением в
следующий и только вместе с последним отделом уясняется до абсолютного предела
и содержание первого.
Впрочем, дальнейшее рассмотрение взаимоотношений между разными отделами изучения
языка, требующее более детального анализа самой структуры языкового знака, выходит
за рамки этого рассуждения. Ясно, что внутреннее членение лингвистической дисциплины
всегда должно оставаться одинаковым и не зависит от того, какие цели стоят перед
исследователем - установление общих лингвистических законов или же выяснение
истории отдельного языка. Поэтому ничего специфичного именно для истории языка
предложенная схема лингвистических проблем не содержит. Однако у истории языка
есть еще некоторые проблемы, правда не безразличные и для общей лингвистики,
но особенно наглядно обнаруживающиеся как раз в процессе исторического изучения
отдельных языков, и вот для указания на эти особые проблемы необходимо было
предварительно построить общую схему лингвистических дисциплин. Дело в том,
что звуки речи, формы и знаки не исчерпывают еще собой всего того, что существует
в реально действующем и обслуживающем практические общественные нужды языке.
Как уже сказано было выше, языковой механизм приводится в движение не сам собой,
а тем обществом, которому данный язык принадлежит. И вот для фактической жизни
языка оказывается чрезвычайно существенным, как пользуется общество своим языком.
Наряду с проблемой языкового строя существует еще проблема языкового употребления,
а так как язык вообще есть только тогда, когда он употребляется, то в реальной
действительности строй языка обнаруживается только в тех или иных формах его
употребления. То, что здесь названо употреблением, представляет собой совокупность
установившихся в данном обществе языковых привычек и норм, в силу которых из
наличного запаса средств языка производится известный отбор, не одинаковый
для разных условий языкового общения. Так создаются понятия разных стилей языка
- языка правильного и неправильного, торжественного и делового, официального
и фамильярного, поэтического и обиходного и т. п. Все такого рода «языки» представляют
собой не что иное, как разные манеры пользоваться языком. Одно и то же можно
сказать или написать по-разному. Содержание, мысль могут остаться при этом
вполне неизменными, но изменится тон и окраска самого изложения мысли, а это,
как известно, существенно влияет на восприятие содержания и предопределяет
разные формы реакции на услышанное или прочитанное. Следовательно, наряду с
объективной структурой языкового знака, передающей идеи, в языке существует
и своеобразное субъективное дополнение к этой структуре, причем самое важное
заключается в том, что без подобного субъективного дополнения в реальной действительности
язык вообще невозможен, потому что даже и вполне нейтральная речь, не имеющая
никакой специальной окраски, воспринимается на фоне различных языковых вариантов,
так или иначе окрашенных, как отрицательный по отношению к ним момент. Нечего
и говорить о том, что эти различные манеры говорить и писать, рождающиеся из
входящих в коллективную привычку способов пользования языком, имеют свою собственную
историю и изменяются так же, как изменяются звуки, формы и знаки. Но нельзя
забывать также и того, что от истории подобных привычек, фактическое содержание
которой, разумеется, предопределено историей объективного строя языка, очень
часто оказывается зависящей и сама объективная история звуков, форм и знаков.
Таким образом, перед нами новая и очень важная проблема истории языка, без изучения
которой история языка не может быть полной и в точности соответствующей своему
предмету.
Эта новая проблема составляет содержание лингвистической дисциплины, которую
следует называть стилистикой или, поскольку речь идет об истории языка, исторической
стилистикой. У истории языка поэтому не три, а четыре отдела - именно: фонетика,
грамматика, семасиология и стилистика. Возникает важный вопрос о взаимоотношении
трех первых отделов и четвертого. Для того, чтобы эти взаимоотношения были вполне
ясны, необходимо сначала обратить внимание на то, что эта новая дисциплина
может быть лингвистической дисциплиной только при том непременном условии,
что она имеет своим предметом те языковые привычки и те формы употребления языка,
которые действительно являются коллективными. Необходимо тщательно отличать
экспрессивные качества речи, имеющие своим источником личные свойства и состояния
говорящего или пишущего, от таких фактов языковой экспрессии, которые коренятся
в общественной психологии и представляют собой проявления именно общественной
реакции на принадлежащий данному обществу язык. Это важно потому, что в последнем
случае экспрессивные качества речи становятся в сущности уже объективной принадлежностью
самих фактов языка, переставая быть только свойствами носителей языка. В самом
деле, когда говорят, например, приговорá вместо приговóры, то для отнесения
этого факта к числу тех, которые характеризуются как язык неправильный, или
просторечие, и т. п., совершенно не существенно, кто именно так сказал, NN
или NN', во всяком случае до тех пор, пока кто-нибудь из NN не заставит нас
тем или иным способом изменить самую характеристику этого факта. Следовательно,
субъективными соответствующие экспрессивные качества языка: являются только
по происхождению, с точки зрения их психологического генезиса, тогда как реально,
в исторической действительности, они существуют как вполне объективные свойства
тех или иных звуков, форм и знаков. Вот почему мы имеем право утверждать, что
действительно в самом языке, а вовсе не в психологии говорящих и пишущих, которая
лингвиста непосредственно не интересует, кроме звуков, форм и знаков, есть еще
нечто, именно экспрессия, принадлежащая звукам, формам и знакам. Из всего этого
следует, что одно дело стиль языка, а другое дело стиль тех, кто пишет или говорит.
Так, например, изучение стиля отдельных писателей, в котором обнаруживает себя
своеобразие их авторской личности или конкретная художественная функция тех
или иных элементов речи в данном произведении, всецело остается заботой истории
литературы и к лингвистической стилистике может иметь разве только побочное
отношение, как и другие проблемы культурной истории. Стиль Пушкина, или, как
часто говорят, язык Пушкина в этом смысле имеет к проблемам лингвистической
стилистики отношение нисколько не более близкое, чем его поэтика, мировоззрение
или биография. Все это не мешает знать историку языка, но все это предмет не
лингвистики, а истории литературы. Другое дело, если скажут, что в эпоху жизни
Пушкина, может быть и не без его личного влияния, что существенно только во
вторую очередь, звук е вместо о под ударением не перед мягкими согласными перестал
обладать экспрессией книжно-поэтического языка и сохранил на будущее время
лишь экспрессию церковно-богослужебного стиля речи. Это, действительно, лингвистическая
проблема, но она называется не язык Пушкина, а стилистика русского произношения
в первые десятилетия XIX в. Еще хуже, когда под предлогом изучения тех или
иных способов «отражения действительности в слове» исследователи языка и стиля
того или иного писателя фактически изучают не слово и не его экспрессию, а
только то, что отражено в слове, т. е. тему и отношение к ней. Такого метода
здесь не стоит опровергать, но считаю не лишним указать на то, что и он тоже
почему-то называется иногда лингвистическим.
Из сказанного следует далее, что в отличие от прочих лингвистических дисциплин
стилистика обладает тем свойством, что она изучает язык по всему разрезу его
структуры сразу, т. е. и звуки, и формы, и знаки, и их части. Таким образом,
никакого «собственного» предмета у нее как будто не оказывается. Действительно,
стилистика изучает тот же самый материал, который по частям изучается в других
отделах истории языка, но зато с особой точки зрения. Эта особая точка зрения
и создает для стилистики в чужом материале ее собственный предмет. В отличие
от прочих отделов истории языка, стилистика имеет дело не с одной, а с многими
системами, и в то время, как например для фонетики существенно знать, как противопоставлены
друг другу все звуки данной звуковой системы, стилистика изучает вопрос о том,
как противопоставлены друг другу отдельные, обладающие стилистической выразительностью,
звуки разных систем, например для эпохи Московской Руси г взрывное обиходного
языка столицы и г фрикативное церковно-книжного языка. Далее, для тех дисциплин,
которые изучают строй языка, звуки - это одна система, формы - другая, вещественные
значения - третья, и лишь более сложные взаимоотношения между этими отдельными
системами в конце концов создают общую и цельную систему всего языка. Для стилистики,
наоборот, отдельные структурные элементы сами по себе не создают еще системы,
просто потому, что не все звуки, формы и знаки являются ее предметом, а лишь
такие, которые, обладая особой стилистической окраской, противопоставлены звукам,
формам и знакам с иной стилистической окраской. Но зато звуки той или иной
стилистической окраски и формы и знаки той же окраски входят в одну стилистическую
систему в противовес звукам, формам и знакам другой окраски, и из взаимодействия
всех таких систем создается общая стилистическая жизнь языка. Все это говорит
о том, что стилистическая система есть понятие вполне своеобразное и совершенно
не соотносительное, хотя и тесно связанное с системой звукового, формального
и семасиологического строя языка. Стилистика и вообще не соотносительна с прочими
дисциплинами, изучающими историю языка. В области взаимоотношений между первыми
тремя отделами истории языка можно было наблюдать известные логические переходы
от одной дисциплины к другой, но непосредственного перехода к устанавливаемому
теперь четвертому отделу истории языка ни от одного из первых трех отделов обнаружить
нельзя. Переход к стилистике существует не от фонетики, не от грамматики, не
от семасиологии, а только от всех этих трех дисциплин, понимаемых как одно
целое сразу. Поэтому эти четыре отдела истории языка лежат не на одной плоскости
и не могут быть пронумерованы подряд цифрами от 1 до 4, а представляют собой
следующее отношение:
А. Дисциплины, изучающие строй языка.
1. Фонетика (и орфография).
2. Грамматика.
3. Семасиология.
Б. Дисциплина, изучающая употребление языка.
Стилистика.
В итоге, следовательно, у истории языка не четыре отдела, а два основных,
из которых первый сам делится на три части. Спрашивается, какие же внутренние
деления существуют у второго из этих двух отделов?
Легко было бы соблазниться внешней аналогией и предложить также и для стилистики
внутреннее разделение на фонетику, грамматику и семасиологию, тем более, что
она, действительно, занимается всеми этими тремя проблемами. Но это было бы
серьезной ошибкой, потому что, как вытекает из предыдущего, звук речи как стилистический
факт не существует без соотнесенных с ним фактов грамматических и семасиологических.
Иначе говоря, построение стилистики по отдельным членам языковой структуры уничтожило
бы собственный предмет стилистики, состоящий из соединения отдельных членов
языковой структуры в одно и качественно новое целое. Ясно, что способ изложения
стилистической истории языка может быть только один - по отдельным стилям каждого
исторического периода, выделяющегося в жизни языка. Внутри каждого такого периода
описываются и анализируются в нужном порядке те стили языка, которые существовали
в данное время, причем каждый стиль рассматривается как своеобразная система,
противопоставленная другим системам, представляющая собой известное видоизменение
соответствующей системы в предшествующий период и заключающая в себе те противоречия,
которые привели к ее перерождению в период последующий.
Последний вопрос, касающийся построения истории языка, заключается в том,
в каком взаимном порядке должны излагаться обе основные части этой науки, т.
е. учение о строе языка и учение о его употреблении - параллельно, перемежая
проблемы соответственно историческим эпохам, или же в порядке последовательности,
вторая часть целиком после первой. Фонетика и грамматика в современных компендиумах
по истории языков излагаются по-разному (семасиология же обычно совсем не излагается):
или по отдельным эпохам в жизни языка, или в порядке самих тем, т. е. сначала
целиком фонетика, потом целиком грамматика. Не касаясь собственно педагогических
выгод той или иной системы, замечу, что с чисто теоретической точки зрения более
правильным представляется объединение фонетических и грамматических фактов
одной эпохи в одно целое, потому что тогда для каждой эпохи можно было бы говорить
о языке как цельной и единой структуре. Правда, необходимым условием такого
построения языка является такая трактовка звуков и форм, которая исходит из
взгляда на язык как на нечто внутренне единое и связанное, но мы уже условились
о том, что именно таков идеал нашей науки. И вот теперь спрашивается, где место
стилистики в подобном изложении истории языка. Должен ли соответствующий рассказ
о стилистической жизни языка заканчивать каждый из отдельных периодов, выделяемых
в истории языка, после того, как рассказаны соответствующие фонетические, грамматические
и семасиологические факты, или же сначала следует изложить всю фонетику, грамматику
и семасиологию по всем эпохам, и только после этого приступить к изложению стилистической
истории языка как параллельного непрерывного процесса? Представляется несомненным,
что второе решение этого вопроса больше соответствует природе предмета. Дело
в том, что самое содержание тех процессов, которые определяют, с одной стороны,
развитие языкового строя, а с другой - эволюцию стилистических норм и практики
языкового употребления, очень различно. История языка изображает, во-первых,
самый механизм языка в его вечном становлении и, во-вторых, приемы, при помощи
которых общество пользуется этим механизмом для различных целей. Вряд ли будет
отвечать существу дела такой исторический рассказ, который станет прерывать
изображение одного цельного процесса изображением отрывков другого, столь же
цельного процесса. В этом случае получились бы действительно отрывки двух исторических
процессов, перебивающие друг друга. Самые методы обеих составных частей истории
языка и их материалы порой оказываются столь различными, что и с этой стороны
их параллельное изложение представляется неестественным. Объединяются эти две
части единой науки совсем иначе, просто-напросто тем, что, пока не сказано последнее
слово второй части, полной исторической картины жизни данного языка еще нет.
Но когда это слово сказано, то все сказанное до тех пор получает иное и подлинно
историческое освещение.
В заключение несколько слов об отношении лингвистики к филологии, т. е. к
тому научному понятию, которое до сих пор не упоминалось, но естественно предполагалось
всем ходом предшествующего рассуждения. Самое слово «филология» имеет по меньшей
мере два значения. Во-первых, оно означает известный метод изучения текстов.
Это метод универсальный, и он сохраняет свою силу независимо от того, какую
конкретную цель преследует изучение текста - лингвистическую, историческую, литературоведную и т. д. Во-вторых, слово «филология» означает известную совокупность
или, как говорили когда-то, энциклопедию наук, посвященных изучению истории
культуры в ее словесном, преимущественно, выражении. В первом отношении филология
есть первооснова лингвистики так же, как и прочих наук, имеющих дело с текстами,
потому что филологический метод истолкования текста, т. е. добывания из текста
нужных сведений, как уже сказано, есть метод универсальный. Во втором отношении,
наоборот, лингвистика, и именно изучение отдельного языка в его истории, есть
первооснова филологической энциклопедии, ее первая глава, без которой не могут
быть написаны остальные. Звеном, непосредственно соединяющим историю языка
с историей прочих областей культуры, естественно служит лингвистическая стилистика,
так как ее предмет создается в результате того, что язык, как факт культуры,
не только служит общению, но и известным образом переживается и осмысляется
культурным сознанием. Совершенно ясно, что вполне сознательное и активное
творчество в области языка преимущественно, если не исключительно, направлено
именно на стилистические качества языка. Здесь достаточно сослаться хотя бы
на один факт существования так называемой правильной речи. Ввиду этого лингвистическая
стилистика может быть названа филологической проблемой языкознания по преимуществу.