Д. Вайс
ПАРАЗИТЫ, ПАДАЛЬ, МУСОР. ОБРАЗ ВРАГА В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ [1]
(Политическая лингвистика. - Вып. 1(24). - Екатеринбург, 2008. - С. 16-22)
Литература
1. Поддержку проекта осуществлял Швейцарский Национальный фонд (1996-2001 гг.) В разное время в проекте участвовали семь сотрудников, на сегодняшний день опубликовано более 30 статей. Полную информацию см. на www.unizh.ch/slav/ (последнее обновление 15.07.05).
2. Ср. Kummer R. Ljubi Rodinu bol'še žizni - Ja bol'še ne mogu. Der plakatpropagandistische Todesdiskurs im Spannungsfeld der Gut-Böse-Dichotomie // Der Tod in der Propaganda (Sowjetunion und Volksrepublik Polen) / Daniel Weiss (Hg.). Bern; Frankfurt, 2000. S. 259-335.
3. Ср. Weiss D. Der alte Mann und die neue Welt. Chruščevs Umgang mit "alt" und "neu" // Vertograd mnogocvetnyj. Festschrift für H. Jachnow / Wolfgang Girke, Andreas Guski u.a. (Hg.). München, 1999. S. 271-292; Weiss D. Die Verwesung vor dem Tode. N.S. Chruščevs Umgang mit Faulnis-, Aas- und Müllmetaphern// Der Tod in der Propaganda (Sowjetunion und Volksrepublik Polen) / Daniel Weiss (Hg.). Bern; Frankfurt, 2000. S.191-257.
4. Ср. Guldin R. Körpermetaphern. Zum Verhältnis von Medizin und Politik. Würzburg, 2000. S. 187-211.
5. Ср. существующую с античности метафору социального хирурга. Об этом Münkler H. Politische Bilder, Politik der Metaphern. Frankfurt am Main, 1994. S. 134-138.
6. О систематическом сравнении языка сталинской и национал-социалистической пропаганды Weiss D. Stalinistischer und nationalsozialistischer Propagandadiskurs im Vergleich: eine erste Annäherung // Slavistische Linguistik 2001. Referate des XXVII. Konstanzer Slavistischen Arbeitstreffens. Konstanz; München, 2003. S. 311-361.
7. Процитировано по: Winckler L. Studie zur gesellschaftlichen Funktion faschistischer Sprache. Frankfurt am Main, 1970. S. 84 f.; Neumayr A. Diktatoren im Spiegel der Medizin. Napoleon - Hitler - Stalin. Wien, 1995. S. 178 (здесь без точного указания источников). Все выделения курсивом в последующих цитатах сделаны мной.
8. Так, Гитлер по Неймайеру сказал в начале 1941 г.: "Я чувствую себя Робертом Кохом от политики. Он открыл бациллу и указал медицине новые пути. Я изобличил в еврее бациллу, которая разлагает общество" (Neumayr, op. cit., S. 202). Но удивительным образом обнаруживаются более ранние примеры употребления подобных метафор. Так, Анри Лагард еще в 1888 г. рекомендовал следующее "радикальное средство": "С трихинеллами и бациллами не ведут переговоров, их также не "воспитывают", их как можно быстрее и основательнее обезвреживают". Процитировано по: Heid L. Was der Jude glaubt, ist einerlei ... Der Rassenantisemitismus in Deutschland // Die Macht der Bilder. Antisemitische Vorurteile und Mythen. Wien, 1995. S. 240.
9. Цитировано по: Weiss D. Stalinistischer und nationalsozialistischer Propagandadiskurs im Vergleich: eine erste Annäherung // Slavistische Linguistik 2001. Referate des XXVII. Konstanzer Slavistischen Arbeitstreffens. Konstanz; München, 2003. S. 325 f.
10. Хрущев Н. С. Коммунизм - мир и счастье народов, т. 2. Москва, 1962. С. 18.
11. Эта связь между ленью и плесенью, как указывает Гульдин, восходит к античности. Так еще Платон называл лентяев гнойными нарывами общества. Ср. Guldin, op. cit., S. 183. Стагнация как причина загнивания также ментальный образ у Гегеля. Ср. Münkler, op. cit., S. 138.
12. Оба примера из: Weiss D. Die Verwesung vor dem Tode. N.S. Chruščevs Umgang mit Faulnis-, Aas- und M?llmetaphern // Der Tod in der Propaganda (Sowjetunion und Volksrepublik Polen) / Daniel Weiss (Hg.). Bern; Frankfurt, 2000. S. 322.
13. Цит. по Kummer, op. cit., S. 322.
15. Подробнее об этом см. Guldin, op. cit., S. 206-211; Weiss D. Die Verwesung vor dem Tode. N.S. Chruščevs Umgang mit Faulnis-, Aas- und Müllmetaphern // Der Tod in der Propaganda (Sowjetunion und Volksrepublik Polen) / Daniel Weiss (Hg.). Bern; Frankfurt, 2000. S. 218.
16. Weiss D. Missbrauchte Folklore? Zur propagandistischen Einordnung des "sovetskij fol'klor" // Slavistische Linguistik Slavistische Linguistik 1998. Referate des XXIV. Konstanzer Slavistischen Arbeitstreffens Wien, 15.-18.9.1998. München 1999. S. 312.
17. Об этом противопоставлении в общем и его втором рождении при Хрущеве см. Weiss D. Der alte Mann und die neue Welt. Chruščevs Umgang mit "alt" und "neu" // Vertograd "mnogocvetnyj. Festschrift für H. Jachnow / Wolfgang Girke, Andreas Guski u.a. (Hg.). München, 1999. S. 271-292.
18. Ср. изображения плакатов в Finkova D., Petrova S. The Militant Poster 1936-1985. Prague, 1986. S. 57.
19. Этот образ паразитирующего еврейского трутня входил в постоянный инвентарь антисемитских стереотипов. Его графическое изображение со стереотипными "еврейскими" чертами было помещено в журнале "Кукареку" (1894 г.), оно сопровождается стихотворением для запоминания правила: "Зачем трудиться рабочим пчелам, они должны постоянно служить ленивым трутням, которые вкушают плоды их трудов, и при этом их количество постоянно увеличивается". См. Heid, op. cit., S. 239.
20. Уже тогда вызывающая отвращение визуализация пиявки как червяка доминировала над изначальной терапевтической полезностью ее как инструмента для кровопускания.
21. Процитировано по: Winckler, op. cit., S. 87; Neumayr, op. cit., S. 178.
22. von Braun Ch. Antisemistische Stereotype und Sexualphantasien // Die Macht der Bilder. Antisemitische Vorurteile und Mythen. Wien, 1995. S. 187.
23. Однако Хрущев позднее привнес монополистического спрута.
24. Желтым билетом в царской России называли удостоверение проститутки. Текстуальное сопоставление туалета и проституции в этой цитате указывает на метонимическую и метафорическую связь между опорожнением тела и контролируемой сегрегацией маргинальных слоев общества.
25. Процитировано по: Константин Душенко. Русские полицейские цитаты от Ленина до Ельцина. Что, кем и когда было сказано? Москва, 1996, с. 44 и след.
26. Приведено (к сожалению, без указания источника) у Ромашова "Основная задача состоит в очищении русской земли от разных насекомых: от блох (мошенников), от клопов (богачей)". См.: Ромашов Н. Н. Ранняя советская публицистика: использование в ней образных мотивированных единиц // Сообщения для преподавателей славянских языков. 2000. С. 9.
27. Отдельное упоминание есть в примере из "Правды", который приводит Ромашов (опять же без точного указания источника): "очистим железной метлой ряды партии от осиных гнезд".
28. Следует отметить, что В. И. Ленин использует не лексему "чистка", которая была столь популярна с 20-х годов применительно к рядам партии или сотрудникам предприятий, а "очистка".
29. Victor Deni. Ein russischer Karikaturist im Dienst der Propaganda, Museum f?r Kunst und Gewerbe. Hamburg, 1992. S. 102.
30. Дореволюционные словари приводят значение "грязь, мусор, отбросы", позднее оно исчезает из лексикологической практики. Надпись на рис. 3 по-русски звучит: "Тов. Ленин очищает землю от нечисти", здесь присутствует игра с первоначальными антонимами (очищать - нечисть).
31. Н. С. Хрущев "Высокая идейность и художественное мастерство - великая сила советской литературы и искусства. Речь на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства 8 марта 1963 г." в: "Знамя", 1963 г., № 4, с. 7 и след.
33. Немецкая идиома "den Braten riechen" имеет другое значение - "смекнуть, понять, чем дело пахнет": жареное обозначает здесь не сенсацию, а приманку или разгаданную хитрость.
34. Вообще-то в советской пропаганде наряду с "паразитом" существовал еще один пожиратель падали, этимология которого также восходит к падали. На плакате Виктора Дени 1944 г. изображена сильная рука советского солдата, которая душит нацистского стервятника (ср. др.-русск. стьрва = 'труп', польск. scierwo 'падаль' и т.п.). Надпись на плакате: "Фашистский стервятник понял, что у нас нет овчарни".
35. Так, в "Кратком курсе", т.е. официальной истории партии 1938 г. представителей так называемого троцкистско-бухаринского блока, т.е. жертв московского открытого процесса 1938 г. поносили сначала как "белогвардейских пигмеев", а затем как "ничтожных козявок".
36. Хрущев Н. С. Коммунизм, т. 2, см. прим. 10, с. 130.
37. Хрущев Н. С. К победе разума над силами войны, Москва, 1964 г., с. 119.
38. Хрущев Н. С. Воспоминания. Избранные фрагменты, Москва, 1997, с. 99.
39. Сталинское политбюро в 30-е годы. Сборник документов. Составители: Л. Кошелева, Л. Рогова, О. Хлевнюк и др., Москва, 1995, с. 157.
40. При этом следует подчеркнуть, что это касалось только внутреннего врага. Внешние, капиталистические противники в сталинской плакатной графике постоянно изображались со звериными мордами - разными жабами, обезьянами, собаками, волками и стервятниками.
41. Ср. Weiss D. Die Verwesung vor dem Tode. N.S. Chruščevs Umgang mit Faulnis-, Aas- und Müllmetaphern// Der Tod in der Propaganda (Sowjetunion und Volksrepublik Polen) / Daniel Weiss (Hg.). Bern; Frankfurt, 2000. S. 251 и f. Самый "свежий" пример - из Зимбабве, где правит диктатор Мугабе. Жестокое уничтожение поселений бедняков и изгнание их жителей там называют "мурамбатсвина" - "избавление от мусора".