Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

М. В. Орешкина

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

(Языковая политика и языковые конфликты в современном мире. - М., 2014. - С. 199-208)


 
The article highlights the problems of state-legal regulation of linguistic relations in the multinational Russian state. Special attention is paid to the position of the Russian language as the state language of the Russian Federation in the Russian Federation legislation and new trends in the Russian legislation on the Russian language.
 
На современном этапе развития российского общества особую актуальность и остроту приобретают проблемы государственноправового регулирования языковых отношений в многонациональном Российском государстве. Для решения вопросов, связанных с языками народов России, русским языком как государственным языком Российской Федерации, Президент Российской Федерации, законодательная и исполнительная власть России проводит национально- языковую политику, направленную на консолидацию российского многонационального общества, поддержку, сохранение и развитие всех языков Российской Федерации, создание условий для их полноценного функционирования и изучения, улучшение положения как каждого отдельного языка Российской Федерации, так и языковой ситуации в стране в целом, повышение статуса и роли русского языка в России, в странах СНГ и Балтии, в современном мире.
В целях дальнейшего совершенствования языковой политики в России проводится большая аналитическая работа по обобщению опыта отечественного и зарубежного законодательства, касающегося языков и языковой политики, и предпринимаются конкретные практические шаги по подготовке законов и иных нормативных правовых актов, посвященных языкам народов России, русскому языку и его функционированию в качестве государственного языка Российской Федерации в современном российском обществе.
Особый интерес представляет вопрос о положении русского языка как государственного языка Российской Федерации в современном российском законодательстве и новые тенденции в российском законодательстве о русском языке.
Несколько слов из истории вопроса и о действующем в настоящее время законодательстве о языках.
Известно, что в Российской империи не было специального закона о русском языке или закона об употреблении местных языков и наречий. Однако в 1906 г. Свод законов Российской империи зафиксировал правовой статус русского языка как общегосударственного языка. В Своде законов Российской империи в разделе «Основные государственные законы» (в редакции от 23 апреля 1906 г.) русский язык стал определяться как язык общегосударственный и обязательный в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях [Свод Законов Российской Империи, 1906].
В Советском Союзе также не было законодательных актов, касающихся регулирования языковой жизни в многонациональном государстве. Лишь в 1990 г. был принят Закон СССР «О языках народов СССР», согласно которому русский язык в тех исторических условиях наделялся статусом официального (не государственного) языка [Закон СССР от 24 апреля 1990 г., 1990, ст. 4, абз. 2], однако этот закон действовал недолго, чуть более одного года, до осени 1991 г., и не смог раскрыть своих возможностей.
В конце 1991 г. в условиях новой России впервые русский язык был объявлен государственным языком в результате принятия Закона РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР». В 1998 г. и в 2002 г. в Закон «О языках народов РСФСР» были внесены изменения, и он в новой, дополненной и измененной редакции был принят Государственной Думой как Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации».
В дальнейшем статус русского языка как государственного был закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 года, о чем говорится в статье 68 Конституции РФ: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык» [Конституция РФ, ст. 68, п. 1]. Важно также сказать, что Конституция РФ, руководствуясь принципами равноправия и самоопределения народов, лежащими в основе федеративного устройства Российской Федерации, закрепила за республиками право устанавливать свои государственные языки [Конституция РФ, ст. 68, п. 2]. Большинство республик, входящих в состав Российской Федерации, объявили своим государственным языком язык (или языки) своей титульной нации и русский язык, что нашло отражение в законах о языках этих республик, а также в большинстве случаев и в конституциях республик. Здесь обязательно хочется сказать, что в новом субъекте Российской Федерации — Республике Крым в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ объявлено, что «государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки» [ФКЗ от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, 2014, ст. 2, п. 4].
В 2005 г. в российском языковом законодательстве произошло важное событие: был принят Федеральный закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ [ФЗ от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ, 2005], который повлек за собой дальнейшее развитие российского законодательства о русском языке.
Для наглядности представим перечень законодательных событий, касающихся русского языка и других языков народов России, за период с 90-х гг. ХХ в. до настоящего времени в их временной последовательности.
 
1990 г. — Закон СССР «О языках народов СССР» от 24 апреля 1990 г.
1991 г. — Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 г. № 1807-1.
1993 г. — Конституция Российской Федерации 1993 г. (статья 68).
1998 г. — Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» от 24 июля 1998 г. № 126-ФЗ.
2002 г. — Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 11 декабря 2002 г. № 165-ФЗ.
2005 г. — Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ.
2006 г. — Указ Президента РФ «О проведении Года русского языка» от 29 декабря 2006 г. № 1488.
2006 г. — Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации» от 23 ноября 2006 г. № 714.
2008 г. — Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325» от 15 июля 2008 г. № 1098.
2009 г. — Приказ Минобрнауки России «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников», содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации» от 8 июня 2009 г. № 195.
2014 г. — Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка».
2014 г. — Указ Президента Российской Федерации «О Совете при Президенте Российской Федерации по русскому языку» от 9 июня 2014 г. № 409.
 
«Таким образом, правовой статус русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации можно охарактеризовать как совокупность правовых положений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в которых определяются порядок и сферы использования русского языка в официальных сферах, механизмы защиты прав граждан при его использовании, меры по обеспечению государственной защиты русского языка» [Ляшенко, 2005: 103].
К сожалению, в рамках статьи я не могу подробно остановиться на всех законах, подзаконных актах, указах, постановлениях и других нормативных документах, посвященных русскому языку. Приведу только одну цифру. В стране действует более 100 законодательных актов, касающихся русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Остановлюсь на наиболее важных событиях.
В 1996 г. Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Русский язык», которая имеет широкомасштабный пролонгированный характер (в последней редакции 2011– 2015 гг.), она выполняется на протяжении многих лет различными научно-исследовательскими, научно-образовательными, культурно- просветительскими и другими учреждениями, мероприятия Программы проводятся как в нашей стране, так и за рубежом.
Поддержку русскому языку во всех его функциональных ролях оказывают созданные Правительством Российской Федерации в 2000 г. общественно-государственный фонд «Центр русского языка », а в 2007 г. фонд «Русский мир» «в целях популяризации русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, а также для поддержки программ изучения русского языка за рубежом», который активно и успешно проводит политику поддержки русского языка в зарубежных странах.
С 2000 по 2004 гг. при Правительстве РФ работал Совет по русскому языку во главе с заместителем Председателя Правительства РФ. Затем в 2004 г. была создана Межведомственная комиссия по русскому языку, которая является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также организаций в целях развития, распространения и сохранения чистоты русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В 2014 г. Указом Президента РФ В.В. Путина от 9 июня 2014 г. № 409 был образован Совет при Президенте Российской Федерации по русскому языку «в целях обеспечения развития, защиты и поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации в этой области » [Указ Президента РФ от 9 июня 2014 г. № 409, 2014], председателем которого назначен советник Президента Российской Федерации В.И. Толстой. В Положении о Совете при Президенте Российской Федерации по русскому языку сказано: «Совет при Президенте Российской Федерации по русскому языку (далее — Совет) является консультативным и координационным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях совершенствования государственной политики в области развития, защиты и поддержки русского языка, обеспечения прав граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, а также в целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций культуры и искусства, научных, образовательных и иных организаций, в том числе некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере международного гуманитарного сотрудничества, по вопросам, связанным с развитием, защитой и поддержкой русского языка». На Совет возлагаются большие задачи по поддержке русского языка в нашей стране и за рубежом.
С момента принятия в 2005 году Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и по настоящее время принимаются указы, постановления, приказы, постоянно ведется работа над подзаконными актами и другими нормативными документами, обеспечивающими функционирование настоящего закона в российском обществе, вырабатываются предложения по реализации данного закона. В связи с этим возникает ряд вопросов, требующих как общественного обсуждения, так и обсуждения в среде специалистов.
Целый ряд положений закона направлен на защиту русского языка в разных сферах использования государственного языка РФ, в частности в средствах массовой информации, средствах коммуникации, в рекламе, оформлении вывесок, документов, -на защиту от неоправданного использования иноязычных слов, терминов и выражений, засоряющих русскую речь, употребления вульгарных, бранных слов и выражений, унижающих человеческое достоинство, и от других отрицательных фактов [ФЗ от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ, 2005, ст. 1, 3, 4, 6]. В статье 1 данного федерального закона говорится о «нормах современного русского литературного языка», о «правилах русской орфографии и пунктуации» и сказано, что порядок их утверждения определяется Правительством Российской Федерации. В этом месте закона возникали и возникают вопросы, трудности, связанные с пониманием языковой нормы, обязательностью ее применения, значимостью в жизни современного социума.
Традиционно отслеживание норм русского языка, анализ вариантов нормы, их отбор и фиксация в словарях, справочниках и грамматиках осуществляется академическими лингвистическими институтами, прежде всего Институтом русского языка им. В.В. Виноградова РАН в Москве и Институтом лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге, а также другими научными центрами и кафедрами ведущих университетов страны.
Однако в нынешнюю эпоху демократизации, свободного использования языка на телеэкране, на газетной полосе, в Интернете нормализаторская деятельность научных учреждений, усилия, предпринимаемые ими, оказались явно недостаточными для внедрения научных норм в языковое сознание говорящих и пишущих. Возникла необходимость в узаконивании норм русского языка, их юридическом закреплении для обязательного использования в официальных сферах общения, в официальных сферах употребления русского языка.
В этих целях Правительство РФ в 2006 году приняло Постановление «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации» и вслед за ним в 2009 г. последовал Приказ Минобрнауки России «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников», содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации» (от 8 июня 2009 г. № 195).
Эти документы имеют чрезвычайно важное значение для сферы культуры и образования и являются новым этапом в развитии российского языкового законодательства.
Однако в обществе не прекращаются дискуссии и обсуждение вопросов защиты русского языка от негативных явлений, таких как использование ненормативной лексики и иностранных слов. Например, такое обсуждение состоялось 16 октября 2009 г. на заседании Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, где в ходе обсуждения были выработаны предложения «О мерах по совершенствованию российского законодательства в области защиты русского языка» [см.: Выступление на Совете по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации 16 октября 2009 г.]. В частности, предлагалось не только внести поправки к Закону «О государственном языке», но и разработать отдельный Закон «О защите русского (государственного) языка».
В нынешней редакции федерального закона «О государственном языке РФ» необходимо кардинально расширить и доработать статью 4 «Защита и поддержка государственного языка Российской Федерации», которая содержит общие пространные формулировки.
Нужно не только запретить использовать «неассимилированные иноязычные заимствования, фонетически, орфографически или синтаксически неправильные варианты слов в СМИ, рекламе и делопроизводстве, но и ввести правовую ответственность за нарушение положений закона о государственном языке».
В Законе необходимо ввести ограничения на необоснованное использование в публичной и официальной речи иноязычных слов (главным образом слов, замещающих русские слова) и слов, искажающих облик русского литературного языка — так называемые «неправильные русские слова» (жаргонизмы, матерщина, сетевой сленг Интернета, искажение ударения и пр.).
Для защиты русского языка необходимо создать специальный совещательный орган при Правительстве РФ, куда должны войти ученые филологи, преподаватели вузов, а также лица, имеющие общепризнанный авторитет в области филологии русского языка — писатели, поэты, критики.
С 1 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка» [ФЗ от 5 мая 2014 г. № 101-ФЗ], в котором, в частности, уточняются сферы обязательного использования русского языка. Его применяют, в том числе в продукции средств массовой информации, при показах фильмов в кинозалах, при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий. В указанных сферах, а также в рекламе и иных предусмотренных федеральными законами случаях наряду с русским можно использовать государственные языки республик, входящих в состав России, другие языки ее народов, а в определенных ситуациях — иностранные языки. В законе устанавливается запрет и ограничения на использование продукции и показ фильмов, содержащих нецензурную брань (ее не должно быть в фильме, признаваемом национальным). С этой целью установлен запрет на прокат и (или) показ фильма без прокатного удостоверения. Устанавливаются исключения и прописаны случаи, когда такое удостоверение не выдается. Кроме того, закон предусматривает запрет выдачи прокатного удостоверения фильмам, в которых звучит ненормативная лексика. За показ кино без прокатного удостоверения вводятся штрафы. Введена административная ответственность за следующие правонарушения. Организация публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия. Прокат и (или) показ фильма без вышеуказанного удостоверения.
Вопрос о русском языке как государственном языке Российской Федерации — один из ключевых в языковой политике современной России. Об этом говорит и тот факт, что российское языковое законодательство, в частности посвященное русскому языку, постоянно развивается, дополняется и совершенствуется, и в настоящее время оно время вслед за старейшим в мире французским языковым законодательством стало одним из самых разработанных, значительных и масштабных в мировой юридической практике. Языковое законодательство Российской Федерации оценивается российскими и иностранными специалистами как в целом соответствующее международным стандартам [Пучкова, 2004: 119; Галдиа, Видра, 2004: 334]. Все это красноречиво свидетельствует о том, что государственная поддержка русского языка является частью борьбы за государственную безопасность и отвечает стратегическим интересам России. Однако надо признать, что действующее российское законодательство, к сожалению, еще не решило многих проблем, имеющихся в настоящее время у русского языка, у других языков народов России и не обеспечило им полной защиты от отрицательных воздействий. Этому много причин, в том числе и несовершенство самого российского законодательства о языках, его декларативность, обобщенность, в отдельных случаях несоответствие реалиям и запросам, расплывчатость и нечеткость формулировок, которые сложно толковать и тем более применять, неясность терминологии, а главное, отсутствие в законодательных актах разработанного механизма реализации многих положений закона. Работы в этой области законодательной деятельности еще очень много.
Помимо общей задачи совершенствования российского законодательства о языках, назрела необходимость обобщить накопленные знания и изложить принципы языковой политики в новом законе. Можно сказать, что в целом «современная языковая ситуация в России требует разработки комплексного Федерального закона «Об основах государственной языковой политики», в котором следует предусмотреть правовые нормы по устранению существующих противоречий в функционировании и использовании государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик, официальных и других языков России» [Ляшенко, 2004: 34]. Необходимо прислушаться к мнению политолога В.В. Фадеева о том, «что <...> в Российской Федерации до настоящего времени нет единой, централизованной государственной политики сохранения и развития русского языка в условиях глобализирующегося мира, нарастающей открытости границ, а также подверженности новым угрозам функционированию русского языка в условиях мирового информационного пространства, с одной стороны; а с другой — неуклонного роста этноязыкового сознания, ущемляющего права русскоязычного населения на постсоветском пространстве» [Фадеев, 2004: 3].
В заключение подчеркнем еще раз, что существующее российское языковое законодательство постоянно совершенствуется и в целом направлено на сохранение и развитие всех языков народов Российской Федерации, укрепление позиций русского языка в России, странах СНГ, в мире и призвано сыграть положительную роль в консолидации многонационального и многоязычного Российского государства.
 

Литература

Выступление на Совете по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации «Сохранение и развитие языковой культуры: нормативно-правовой аспект» (16 октября 2009 г.) // Электронный ресурс: http://www.molpalata.ru/opinions/o_merakh_po_sovershenstvovaniyu_rossiysk ogo_zakonodatelstva_v_oblasti_zashchity_russkogo_yazyka/.
Галдиа М., Видра Д. Правовые аспекты межэтнических отношений в Российской Федерации // Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации. М., 2004.
Закон СССР «О языках народов СССР» от 24 апреля 1990 г. // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 19. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) // Электронный ресурс: http://www.interlaw.ru/law/docs/10003000/.
Ляшенко Н.В. Великий и могучий русский язык // Жизнь национальностей. 2004, № 2.
Ляшенко Н.В. Русский язык как государственный язык Российской Федерации (теоретико-правовые аспекты). М.: Граница, 2005.
Пучкова М.В. Соответствие конституции и текущего законодательства РФ международным обязательствам РФ в области защиты национальных меньшинств // Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации. М., 2004.
Свод Основных Государственных Законов Российской Империи (в редакции от 23 апреля 1906 г.) // Электронный ресурс: http://cddk.ru/gos_i_religia/ history/ross-imp/026.htm.
Указ Президента Российской Федерации «О Совете при Президенте Российской Федерации по русскому языку» от 9 июня 2014 года № 409.
Фадеев В.В. Политико-правовые основы функционирования русского языка на постсоветском пространстве. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. полит. наук. М., 2004.
Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Российская газета, 7 июня 2005 г.
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном языке Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка » // Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет- портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 5 мая 2014 г., в «Российской газете» от 7 мая 2014 г. № 101, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 19 ст. 2306.