Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

А. П. Чудинов

РОССИЯ В МЕТАФОРИЧЕСКОМ ЗЕРКАЛЕ

(Изменяющийся языковой мир. - Пермь, 2002)


 
В соответствии с представлениями современной когнитивной семантики метафорическое моделирование - это отражающее национальное самосознание средство постижения, рубрикации, представления и оценки действительности в народной ментальности. Поэтому исследование базисных метафор - это своего рода ключ к выявлению особенностей национального сознания на определенном этапе развития общества. Соответственно наблюдения над динамикой базисных метафор, сопоставление закономерностей образного представления действительности позволяет выделить наиболее существенные общие и особенные признаки в национальном сознании различных народов с учетом специфики исторического развития соответствующего общества.
Каждая новая эпоха приносит изменения в систему базисных метафор. Ведущая концептуальная метафора эпохи Л. И. Брежнева - это большая семья братских народов (партий), каждый рядовой член которой должен испытывать сыновние чувства в ответ на отеческую (и одновременно материнскую, одним словом - родительскую) заботу коммунистической партии и советского правительства. Другой важный метафорический образ для Советского Союза 60-х - 70-х гг. - это сначала строительство (нового общества, коммунизма и даже отдельного человека), затем (со второй половины 80-х гг.) перестройка (общества, страны, международных отношений), возведение общеевропейского дома, а заодно и евроремонт своей избы, которую опытный домоуправ (или точнее - комендант?) Виктор Черномырдин назвал движением «Наш дом - Россия». Жильцы этого дома неплохо существовали, пока у них была крепкая крыша (ее держал сам Виктор Степанович) и доходная труба.
Эпоха Б. Н. Ельцина в значительной мере определялась театральной метафорой: на политической сцене по заранее подготовленным сценариям и под руководством опытных режиссеров разыгрывались комедии, трагедии и фарсы, в которых играли свои роли актеры (иногда по подсказкам суфлеров). Особое внимание в зрителей вызывали иностранные гастролеры. Иногда восторг у публики вызывали и провинциальные артисты (например, из Ставрополя, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода), исполнявшие главные роли в Большом театре. Но основные события разыгрывались за кулисами или, наоборот, на больших площадях, где в массовых зрелищах иногда использовались даже танки. Трансляцию подобных шоу вели все телеканалы, подробнейшие рецензии публиковались в газетах. Все это вызывало интерес даже у зарубежных зрителей, хотя они не в полной мере могли понять и оценить российское искусство.
Во многих случаях театральная метафора сменялась метафорой циркового представления, и тогда на политической арене появлялись клоуны и фокусники, их сменяли дрессировщики, акробаты и политические лилипуты, а иногда даже привезенные из Петербурга ученые медведи на велосипеде, умело жонглирующие яблоком и способные поставить в нужную позу даже красно-коричневую гадину. Сами по себе артисты были достаточно смешными, но настроение у публики почему-то оставалось тревожным.
Прагматический потенциал этой метафорической модели определяется ярким концептуальным вектором неискренности, искусственности, ненатуральности, имитации реальности: субъекты политической деятельности не живут подлинной жизнью, а вопреки своей воле исполняют чьи-то предначертания.
Особую роль в современном политическом дискурсе играет метафорический вектор опасности и агрессивности. По нашим наблюдениям к числу доминантных метафорических моделей последнего десятилетия XX века относятся концептуальные метафоры с исходными понятийными сферами «преступность», «война», «болезнь», «мир животных». Все это отражает типовые социальные представления о жестокости новой эпохи, где человек человеку уже не «друг, товарищ и брат», а волк, враг, менеджер, пахан, путана или конкурент. Современные политические лидеры постоянно говорят о болезнях России, о преступных действиях или хотя бы замыслах своих политических противниках, призывают к войне против терзающих Россию хищников до полной победы над преступными кланами, призывают прекратить политический фарс и разоблачают политических мародеров и проституток. Однако в нашей картотеке совершенно отсутствуют метафорические высказывания, в которых современная политическая элита представляла бы родную страну как мчащуюся вперед тройку или идущий сквозь бури мощный корабль, как цветущий сад, как здоровый организм, которому не страшны никакие инфекции, или как заботливую мать своих детей.
Политическая метафора способна оказать мощное воздействие не только на избирателей, но и на решения самих политиков. Как мудро замечено в Евангелии, «Сначала было Слово». Можно уверенно сказать, что первыми выстрелами в противостоянии Президента и Верховного Совета (октябрь 1993 года) стало изменение системы номинаций: политические оппоненты превратились в преступников, с которыми необходимо вести не дискуссии, а войну. А поскольку «на политической войне - как на войне», то к «Белому Дому» были подтянуты танки, выстрелы которых оказались наиболее весомым аргументом, и несговорчивые оппоненты были доставлены в «Матросскую тишину».
 

Источник текста - сайт Международная научная конференция "Изменяющийся языковой мир".