(Язык, сознание, коммуникация. - Вып. 43. - М., 2011. - С. 73-81)
Данная статья посвящена принципам преподавательской работы. Задуматься над
ними заставило условие (о нем рассказала знакомая американская преподавательница),
выставляемое американскими университетами кандидатам на должность преподавателя:
напишите эссе на тему «Моя философия преподавания», т.е. объясните ту жизненную
философию, которой вы следуете, когда преподаете. Выразить это в словах, даже
если вы согласны с поэтом в том, что мысль изреченная есть ложь, полезно, особенно
если вы преподаете всю жизнь, и к вам периодически приходят на педагогическую
практику молодые преподаватели, которым нужно четко сформулировать ваше понимание
этих принципов. Если попытаться адекватно выразить свой опыт, возможно, он им
пригодится.
Люди относятся к преподаванию по-разному. Есть такие, кто ни за что в жизни
преподавать не пойдут. Еще Сенека Старший говорил: «Кого боги хотят покарать,
того они делают педагогом». Персидское изречение гласит: «Если бы небо услышало
молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя». Джордж Бернард
Шоу высказался так: «Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других». Питер Лоренс
продолжил, но уже в юмористическом ключе: «Кто умеет, делает; кто не умеет,
учит других; а кто не умеет и этого, учит учителей». Есть еще более жесткие
варианты: «Если ничего не умеешь делать - иди преподавать»; «Человек становится
учёным, когда обучает сам себя, - и преподавателем, когда поучает других».
Категоричных высказываний про преподавание хватает: «Глупцы преподают, умные
люди учатся». Юмористически это звучит довольно забавно: «Умный любит учиться,
а дурак - учить. Таким образом, умные часто вынуждены учиться у дураков». Наверное,
эти высказывания неслучайны - чтобы говорить такое, нужно очень натерпеться
от преподавателей. Во всем этом, конечно, есть доля истины; несмотря на это,
преподавание кажется мне благородным занятием. Я бесконечно благодарна своим
учителям и убеждена: век живи - век учись, поэтому хорошо преподавать - важно,
ведь это приносит пользу людям (хотя, если судить по вышеприведенным цитатам,
не всем). Интересно, что Александр Македонский сказал: «Я обязан отцу за то,
что он дал мне жизнь, а учителям за то, что они сделали мою жизнь достойной».
Если не касаться вопроса о том, что это мало оплачиваемая работа, отказ некоторых
мудрых людей заниматься преподаванием обусловлен, в частности, тем, что преподавание
занимает одну из первых строчек в списке самых стрессовых профессий. Вот этот
список: 1. Тюремный надсмотрщик. 2. Офицер полиции. 3. Социальный работник.
4. Преподаватель, учитель. 5. Водитель скорой помощи. И т.д. Неудивительно,
что молодой специалист вопрошает: «А оно мне надо?» и идет делать какую-нибудь
другую работу. С другой стороны, на протяжении всей истории человечества не
было, кажется, ни одного мудреца, который отказался бы поделиться своей мудростью
с другими людьми. А вот еще голос народа (из афоризмов в Интернете): «Из тех,
кто получил высшее образование, ставшие преподавателями выиграли меньше всего».
Мы живем в информационный век и в информационном обществе, когда способность
найти нужные сведения и извлечь их имеет первостепенное значение. И все же,
учеба, получение образования даже в эту эпоху - это не вопрос об информации.
Любая информация нуждается в структурировании, в объяснении и истолковании (особенно
когда информационные потоки столь мощные, что люди либо тонут в них, либо вообще
перестают их воспринимать). Информацию нужно понять, а понять ее можно только
на основе представлений о том или ином значении, в ней заключающемся. Какие
закономерности отражает та или иная информация? Это понимает только специалист,
только профессионал. Соответственно, именно здесь и возрастает роль того, кто
истолковывает смыслы, видит значение. Без преподавателя, который все это объяснит
благодаря своему знанию законов, правил, закономерностей и т.п., информация
останется просто набором цифр, слов, фраз, предложений, которые либо невозможно
постичь, либо можно с высокой долей вероятности понять неправильно.
Тем, кто хочет изучать что-либо самостоятельно, полезно помнить английскую
пословицу, в которой выражена аналогичная мысль: He that teaches himself, has
a fool for his master (У того, кто обучает сам себя, учитель глуп). Это старая
пословица, поэтому едва ли можно ожидать, чтобы в ней приветствовались такие
современные понятия, как selfmade man (человек, «сделавший себя» сам), методы
самопомощи во всех сферах жизни (см. заглавие книги «Как стать несчастным без
посторонней помощи», например) и взгляд на учителя просто как на человека, который
облегчает студенту процесс познания.
Эта пословица напоминает: у профессионала-преподавателя в сознании есть четкая
перспектива «от простого к сложному», он ставит перед собой отчетливую цель
«достичь того-то и того-то»; он понимает, чего он пытается достичь; он знает,
какими методами это достигается. Он знает, как донести понимание целей и задач
до студентов так, чтобы у студентов тоже было четкое и ясное представление о
своих задачах. Оговоримся: следует признать, что и хорошие самоучители (написанные
хорошими учителями), как правило, строятся таким образом, что ученик продвигается
шаг за шагом, со ступеньки на ступеньку, от самых базовых вещей ко все более
и более сложным. Каждая последующая стадия или уровень опирается на предыдущую,
поэтому их характеризуют преемственность, целостность, связность, логичность,
последовательность, обоснованность. Однако не все учебники и учебные пособия
строятся таким образом. Именно поэтому руководство опытного преподавателя и
оказывается более надежным.
Слова «учитель», «преподаватель», «преподавать» недостаточны, чтобы объяснить,
что вы делаете в аудитории. Сегодня, чтобы успевать и справляться с жизнью в
нашем сложном и все усложняющемся мире, нужно учиться постоянно. Поэтому учитель
сам должен все время быть учеником, а с другой стороны, он должен быть помощником,
который умеет раскрыть способности своих учеников и сделать процесс познания
легче для них. Не случайно педагогическая наука говорит о преподавании, ориентированном
на учащегося: мы должны учитывать, что любят и что ненавидят наши ученики или
студенты, учитывать их потребности, их эмоции, их предпочтения, их недостатки,
амбиции, их видение мира, их неправильные представления о жизни, то, в чем они
ограниченны, и т.п. Чтобы быть хорошим преподавателем, недостаточно просто быть
хорошим специалистом в своей области знаний, нужно разбираться в психологии
и теории коммуникации, представлять себе, как работает психотерапевт и исповедник,
психоаналитик и актер. И, конечно же, нужно быть другом своим ученикам и студентам.
Невозможно не заметить, что большинство преподавателей - женщины. Что это
говорит о нашей профессии? Получается, что именно женщины главным образом отвечают
за образование и воспитание примерно так же, как они отвечают за уют и порядок
дома и в семье. Преподавание - это родительская функция: преподаватели должны
в той или иной мере быть «родителями» для своих учеников и студентов, относиться
к ним как родители: помогать, поддерживать, советовать, критиковать, ставить
задачи, одергивать, если они демонстрируют неприемлемое поведение, иными словами,
показывать границы приемлемого и неприемлемого.
Обсуждая типы английских женщин, Р.Н. Брэдли говорит о женщинах-преподавателях
следующее: «И, наконец, те немногие трансцендентные женщины, которые выходят
за границы толпы, женщины умные и гениальные - доктора, политики, актрисы, писатели,
школьные учительницы - но они принадлежат не нации, но всему человечеству».
В этих словах слышится подтверждение точки зрения о том, что преподавать - благородное
занятие.
Собственно, трудно вообразить, что кто-то станет оспаривать, что учителя оказывают
обществу очень важную услугу. Попытайтесь представить свою жизнь без учителей,
свою страну без учителей. Окажется утраченной очень важная функция - функция,
без которой невозможно выживание вида, ведь даже животные обучают молодняк.
Опять же, не случайно во многих сферах человеческой деятельности принято называть,
у кого учился тот или иной профессионал: мы знаем, у кого учился тот или иной
художник, балетный танцор, оперный певец, различные спортсмены: фигуристы, борцы,
боксеры...
Помню ситуации, когда бывшие студенты (которых я обучала так давно, что даже
уже почти забыла их) говорили: «Большое Вам спасибо за Ваши огромные домашние
задания». Понятно, что должна была произойти некоторая переоценка ценностей,
прежде чем они начали говорить такого рода вещи. Важно то, что из этого можно
извлечь урок: преподаватель должен стараться максимально развить способности
студентов, он должен уметь нагрузить их, что называется, «под завязку», так
чтобы они использовали свои умения и навыки по максимуму. При этом, как это
ни парадоксально, студентов нельзя перегружать сверх меры, потому что тогда
нагрузки становятся деструктивными (и как раз тогда ученики начинают говорить
все те негативные вещи, которые упоминались выше).
В общем и целом, умение диагностировать уровень владения предметом (в моем
случае - английским языком), который характеризует того или иного студента или
целую группу, и ставить им задачи, которые, не перенапрягая их, помогут им развить
свои знания, понимание предмета и даже улучшат их восприятие окружающего мира,
- это одна из самых утонченных и сложных вещей, которыми должен владеть преподаватель.
Диагностирование того, что студентам уже известно и на что они способны, должно
происходить постоянно. Студентам нужно постоянно ставить посильные задачи, которые
они могут выполнить и тем самым улучшить свои знания, навыки, умения и способности.
И весь этот процесс должен постоянно подвергаться процессу корректировки в зависимости
от новых данных, которые преподаватель получает в ходе выполнения поставленных
заданий.
Все мы знаем, что настоящая учеба - довольно тяжелый труд. Когда учителя дают
множество заданий, а ты должен быть дисциплинированным, послушным, сознательным
и старательным, когда нужно упорно трудиться, чтобы заслужить похвалу преподавателя
или доказать самому себе, что способен достичь чего-то, когда тратишь уйму времени,
делая вещи, которые тебе самому никогда бы не пришли в голову, может возникнуть
масса отрицательных эмоций: «Почему я должен все это делать? Не вижу в этом
смысла»; «Почему Василию поставили более высокую оценку, чем мне? Это несправедливо»;
«Разве Вы не видите, Мария Ивановна, что это задание невыполнимо? Я не справлюсь»
и т.д.
Учителя слышат массу отговорок, включая совершенно неправдоподобные и даже
неэтичные. В таких ситуациях именно учитель должен понимать свою ответственность
за то, как идут дела в аудитории, и помогать студентам понять, в чем состоит
их ответственность за то же самое. Студенты имеют право ожидать от учителя,
чтобы он видел стоящую перед ними цель гораздо более отчетливо, чем они, чтобы
он знал совершенно четко, как можно достичь ее самым эффективным образом. А
также как сделать процесс ее достижения максимально приятным.
Ведь можно сказать: в конечном счете, преподавание и учеба - это интеллектуальные
удовольствия, зарядка для ума. Я бы сказала вслед за У.С. Моэмом, что хотя умственные
удовольствия не столь ярки и остры, как удовольствия телесные, они более долговечны.
Когда оглядываешься на свой преподавательский опыт и осознаешь, что преподавала
вещи, которые долговечны - вот тогда и появляется чувство удовлетворения.
Преподавание, особенно в наше время, особенно платным студентам (которые уже
в некотором смысле рассматриваются скорее как клиенты или «покупатели» образования
- а клиент, как известно, всегда прав), бывает иногда связано с развлечением
- в смысле обеспечения интереса к забавному или волнующему материалу, или в
смысле провоцирования мыслительного процесса у студентов чем-то смешным, забавным,
веселым. Чтобы сделать процесс познания более легким, преподаватель должен уметь
развлечь и позабавить студентов. Всегда нужно поддерживать внимание студентов,
не позволять ему ослабевать, поэтому один из самых важных методических принципов
преподавания таков: меняйте тему, как только видите, что внимание студентов
погасло; меняйте вид деятельности, как только видите, что студенты устали от
данного занятия.
Для нашей темы уместен следующий отрывок из книги Фрэнка МакКорта «Человек
учительствующий» (Frank McCourt's 'Teacher Man'): «Недостаточно просто научить
стихотворению. Вы должны выявлять смыслы и добиваться понимания, пробуждать
чувства и вызывать ответную реакцию, увлечь студентов материалом. Таково предписание
Министерства образования. Вы должны задавать базовые, фундаментальные вопросы,
чтобы поощрять учеников участвовать в уроке. Хороший учитель должен уметь задать
достаточное количество кардинальных вопросов, чтобы класс не сидел на месте,
а просто-таки бурлил все 45 минут».
Хотя это юмористический отрывок, в нем описывается именно то, что должен делать
хороший учитель. Каждый урок, который вы проводите, должен быть незабываемым,
а чтобы он был незабываемым, учитель должен общаться со студентами на равных,
касаясь того, что они находят интересным, волнующим, увлекательным, поучительным,
проясняющим суть вещей. И только преподавательская интуиция помогает учителю
понять, что именно они находят волнующим и увлекательным. В каком-то смысле,
преподавателям постоянно, снова и снова приходится подтверждать свою способность
возбуждать интерес студентов, их любознательность, готовность учиться, желание
доказать, что они чего-то стоят как студенты, их желание убедиться в собственной
способности научиться тому или иному навыку, усвоить те или иные знания.
Вне зависимости от того, что именно вы преподаете, вы всегда должны помогать
студентам в первую очередь овладеть хорошими коммуникативными навыками. В наши
дни умение общаться - это ключ к успеху в любой области. Умение общаться - это
тот навык, над которым преподаватель и сам должен трудиться постоянно, ведь
предела совершенству в этой области нет и быть не может. Нам всем требуется
уметь поддерживать значимые, добрые, осмысленные, продуктивные, заботливые,
взаимно полезные, «подпитывающие» отношения с теми, кто нас окружает. Ключ к
достижению счастья, как мне кажется, состоит именно в этой способности иметь
положительные, удовлетворяющие отношения с окружающими людьми, с окружающим
миром.
Но самое важное в преподавании - это, конечно, любовь. Нужно любить своих студентов,
предмет, который вы преподаете, любить свою работу. И тогда все будет складываться
успешно, вы справитесь с любой ситуацией, потому что когда есть любовь, всегда
найдутся способы решения проблем, какими бы они ни были. Вы найдете способы
повысить мотивацию своих студентов, найдете способы борьбы с профессиональными
стрессами, с разочарованиями, с утомлением, найдете способы превратить негатив
в позитив.
Еще один важный момент - не воображать, что вы Господь Бог, что вы все знаете,
непогрешимы, всеведущи, и все, что вы говорите студентам, - это истина в последней
инстанции. Нельзя строить из себя идеального человека, и нельзя позволять студентам
идеализировать вас. Учителя тоже люди, и они не могут знать все, они могут уставать,
расстраиваться, делать ошибки - как и все остальные люди - и студентам полезно
это знать. Не хочу сказать, что учителя должны постоянно демонстрировать студентам
свои слабости (с методическими целями). Однако студентам полезно знать, что
учителя тоже имеют право на свои слабости и несовершенства. У самих студентов
будет более реалистичный взгляд на вещи, если они будут знать, что идеальных
людей не существует и что у всех свои недостатки.
Самое печальное в преподавании - это то, что чем лучше вы преподаете, тем
скорее ваши ученики или студенты приобретают нужные знания и покидают вас. Это
похоже на то, как в здоровой семье, где родители правильно воспитывают своих
детей, дети вырастают, становятся независимыми и начинают самостоятельную жизнь,
в которой они в гораздо меньшей степени испытывают потребность общаться, контактировать,
проводить время вместе с родителями, чем в детстве, например. В отличие от детей,
которые, разумеется, все-таки поддерживают контакты со своими родителями, большинство
бывших учеников и студентов уходят в другую жизнь и общаются со своими бывшими
преподавателями только случайно. Однако можно утешать себя тем, что, как профессионалы,
они становятся в каком-то смысле продолжением вас, ваших методов и, в частности,
вашей философии преподавания. Вы будете с радостью узнавать об их достижениях,
о написанных ими книгах и статьях, о том, какая у них интересная работа, какие
важные посты они занимают и т.п.
И, конечно, общеизвестно, что человек усваивает («выучивает») лучше всего
то, что преподает. Еще одна английская пословица гласит: Teaching of others,
teacheth the teacher (Преподавание другим обучает учителя). Так что, если вы
хотите знать что-либо по-настоящему хорошо, займитесь преподаванием этого предмета!
Знакомая американская преподавательница (сейчас она уже пенсионер), прочитав
статью, покритиковала ее за неправильный ракурс. Ей показалось, что в этой статье
более уместно было бы говорить о таких аспектах вопроса, как: "When you
teach you touch the future" (преподавая, вы соприкасаетесь с будущим) или
"We who teach never know the impact" (Мы, преподавая, никогда не знаем,
во что это выльется в будущем). Эти замечания, по-видимому, отражают американскую
специфику: культурологи, похоже, правы, когда говорят о гораздо большей нацеленности
американской культуры на будущее, в отличие от русской культуры, например, которая
больше сосредоточена на прошлом и настоящем. Мне не пришло в голову, когда я
размышляла об этом вопросе, что это самые важные аспекты. Это замечание показывает
важность умения научиться смотреть на вещи через призму видения другой нации.
Та же американская преподавательница дала список ключевых слов американского
лексикона, связанных с преподаванием: problem solving (решение проблем / задач),
critical thinking (критическое мышление), lifelong learning (непрерывная учеба
в течение всей жизни - очень рада, что в этом вопросе мы с ней совпали). Невозможно
не согласиться, что навыки решения проблем, так же, как и коммуникативные навыки,
существенны для всех сфер жизни и для любой области образования, так что, возможно,
именно они должны быть самыми главными навыками или умениями, которым следует
обучать учеников и студентов. Наверное, это также самые главные навыки, которым
и сам человек должен учиться всю свою жизнь. Однако, поскольку моя сфера - прежде
всего преподавание английского, перевод с русского на английский и наоборот,
я нахожу сложной идею обучения решению проблем именно в этой сфере. Решение
проблем для студента-лингвиста - это способность справиться с лингвистическим
заданием, таким, как перевод, анализ, выполнение упражнения, освоение нового
теоретического материала, выведение каких-то языковых закономерностей, освоение
тонкостей произношения, интонации, умение различать нюансы значения, способность
грамотно выразить свои мысли в тексте или в речи, в конце концов, просто освоение
некоторого объема специальных знаний.
Гуманитарные науки неслучайно требуют очень длительного и сложного периода
ученичества. В работе со словом, с текстом, с речью так много нюансов, тонких
оттенков значения, импликатур, особых компонентов содержания, подтекста, необходимости
учитывать контекст, менталитет носителей языка и т.п., что мне сложно было бы
выразить все это в терминах простой постановки проблемы, которой необходимо
найти решение. Для себя, как преподаватель, я, возможно, формулирую очередные
задачи именно так: «Дальше мне необходимо помочь студентам усвоить определенный
объем материала, как этого достичь?» Однако работа на эту тему не происходит
в форме решения проблем, скорее, я просто сообщаю студентам их домашнее задание
(заранее позаботившись о том, чтобы они знали, как его выполнять), объясняю,
что мы будем делать на занятии, и т.п.
Должна признаться, что концепция критического мышления также не кажется мне
самой важной и увлекательной. По-моему, иссушающей критики во всех сферах нашей
жизни и так уже достаточно. Мне представляется, что критическое мышление должно
уравновешиваться способностью принимать вещи такими, как есть. Критическое мышление
часто оказывается обоюдоострым оружием, которое втягивает нас в конфликт, в
нападение, атаку и контратаку, конфронтацию или враждебность.
В качестве заключения хочу парировать негативные высказывания о преподавателях
следующими цитатами. Овидий: «Учиться дозволено и у врага». Евгений Кащеев:
«.Вечно ты плетёшься в хвосте!. - говорила ракета - носителю»; «Маяк? Будет
он мне ещё указывать!!!»
В общем и целом, эта тема для разговора бесконечна. Невозможно высказать все,
что хотелось бы сказать об этом предмете, потому что каждый студент уникален,
и к нему нужен уникальный индивидуальный подход. Каждая отдельная группа студентов
также уникальна, и к ним тоже нужен уникальный подход, подходящий им и никому
другому. В каждом случае действует своя «алхимия», но обобщать ее очень сложно.